melibibula (schwarzze) wrote in ornament_i_stil,
melibibula
schwarzze
ornament_i_stil

Categories:

Храм Афины Афайи в Эгине. Цветной орнамент





Храм Афины Афайи в Эгине. 480 г. до н.э. Греция.
Фотография из журнала renatar.

Эрнст Кон-Винер из известных ему реконструкций греческих храмов особо выделяет работу Адольфа Фуртвенглера - храм Афайи (Афины) в Эгине , как "совершенное воссоздание, основанное на строгом изучении и исполненное с тончайшим пониманием стиля" (рис. 10).




Рис. 10. Восточный фасад храма Афайи в Эгине. Реконструкция Адольфа Фуртвенглера (Иллюстрации из издания "Эгина: святилище Афайи" (Мюнхен, 1906), полистать).

"Представление о греческих храмах без окраски слишком строгое.
Здание, подобно храму в Пестуме, суровое и неокрашенное, как будто символизирует для нас характер греческой архитектуры.

Тектоническое чувство эллинов не только создает ясные, благородные формы, - оно умеет подчеркнуть и обосновать их декоративной окраской. Каждая часть имеет свое определенное значение, усиленное цветным орнаментом."


Фрагмент фасада храма Афайн в Эгине (слева - фриз внешней коллонады, справа - фриз старого здания храма). Реконструкция Адольфа Фуртвенглера.


1) Киматий старого здания храма (орнаментальный пояс, являющийся венчающей частью классического карниза);
2) и 3) фрагменты киматия фриза внешней колоннады (Нового храма);
4) киматий старого здания храма;
5) и 6) угловые элементы орнаментального пояса, венчающего карниз старого здания храма;
7) фрагмент синего триглифа (элемент фриза дорического ордера, представляющий собой вертикально стоящую каменную плиту с треугольными в плане продольными желобами) старого храма;
8) фрагмент карниза фриза внешней колоннады (Нового храма);
9) факсимильное изображение меандра на фризе Пронаоса;
10) орнаментальные полосы из погребения в районе Эгины.



Антефикс - архитектурное украшение из мрамора или терракоты (в форме пальметты либо щита с рельефным орнаментом или с изображением фантастического животного). Антефикс обычно помещались по краям кровли вдоль продольной стороны античного храма.

1) и 2) Фрагменты антефикса кровли старого храма;
3) антемион (улиткообразная линия) на коньке крыши;
4) фрагмент терракотового декоративного щитка у завершения водосточного желоба.

Раскрашенная орнаментация симы - водосточного желоба, идущего по краям крыши, и его зева - направляет взгляд от акротерия к акротерию.



Акротерий восточного фасада.

Далее Кон-Винер описывает фрагмент старого здания храма:

"Четырехугольная плита абаки подчеркивается лентой меандра, маленькие раскрашенные листики обходят вокруг капители, как будто сгибаясь под тяжестью, они вносят таким образом определенную мотивировку."

В издании Адольфа Фуртвенглера "Эгина: святилище Афайи" (Мюнхен, 1906) я не нашла достаточно полной иллюстрации, но, думаю, именно этот фрагмент виден на компьютерной визуализации храма Афайи в Эгине, созданная современными археологом доктором Валентиной Хинц и архитектором Штефаном Францем на основе исследований Хансгеорга Банкеля. Думаю выставочный проект Хансгеорга Банкеля "Разноцветные боги" („Bunte Götter – Die Farbigkeit der antiken Skulptur“) был создан не без влияния работ Фуртвенглера.

1





Антаблемент Старого храма.
Меандр на фризе, синие триглифы, меандр и изображение листьев на абаке (абака - верхняя прямоугольная плита капители колонны, полуколонны, пилястры).






Антаблемент коллонады и кровля Нового храма.
Триглифы на фризе - черные, хорошо видны антефиксы на коньке крыши и терракотовые декоративные щитки у завершения водосточного желоба.






Фронтон Нового храма (в глубине виднеется Старый храм).






Общий вид храма Афайи в Эгине (без детализации скульптуры на тимпане).
Фронтон увенчан акротерием.

"Цветной орнамент служит связующим звеном между верхними и нижними частями здания, соединяя их в одно целое, и таким образом, благодаря чувству красоты, членение приобретает единство."


________________________________________________________________________________________________

1)



Адольф Фуртвенглер (30 июня 1853 - 10 октября 1907) - известный немецкий археолог, педагог, историк искусства и директор музея. Отец дирижера Вильгельма Фуртвенглера и дед немецкого археолога Андреаса Фуртвенглера. http://de.academic.ru/dic.nsf/dewiki/32461

2)
За ссылку на ресурс доктора Валентины Хинц и архитектора Штефана Франца http://www.hinzundfranz.de/dt/dtbei.htm - спасибо renatar.

Конспект предыдущих глав книги Эрнста Кон-Винера "История стилей изобразительных искусств"..
Tags: Греция, азбука орнамента, античность, орнамент
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments