опыт, глупость и любовь (juliagorobey) wrote in ornament_i_stil,
опыт, глупость и любовь
juliagorobey
ornament_i_stil

Categories:

Изделия из кожи

Национальный музей украинского народного декоративного искусства представляет выставку кожаных изделий из коллекции Музея народной архитектуры и быта во Львове.
Друзья, если какие-то названия или понятия будут не соответствовать истине на русском - сообщайте. т.к. я не искусствовед и переводила с украинского.





В условиях натурального хозяйства обработка кожи из домашнего ремесла трансформировалсь в такие промыслы, как кожевничество (укр. «чинбарство») – первоначальная обработка кожи, шорничество (укр. «лимарство») – изготовление предметов упряжи, сапожничество (укр. «шевство») – пошив одежды, переплетное дело (укр. «палітурництво») – изготовление кожаных оправ и др.


Кожаная обувь в западном регионе Украины очень разнообразна. Её делят на два вида по способу изготовления: стянутая и сшитая. К первому виду относятся лапти, ко второму – сапоги и ботинки.


Сшитая обувь в отличие от стянутой характеризуется сложностью кроя, разнообразием конструктивнх элементов. Выбор сырья для пошива сапог или ботинок диктовался несколькими причинами. Сапоги были мерилом достатка, что обозначилось даже в поговорке: «Видно пана по халявах (халява-голенище)».


Сапоги, пошите из юфти или конской кожи, назывались «шкаповыми», а в 20-30-х годах XX ст. юфтовые сапоги стали уступать шевровым (тонкая мягкая дубленая кожа овец, коз) и хромовым («боксовым»).


На всей территории Западной Украины в первых десятилетиях XX в. широкого распространения по деревням получили сапоги с высокими складками или шнурованными голенищами, отдельно кроеными острыми носами, на каблуках.


Из шевского товара, кроме обуви, народные мастера изготовляли ещё ремни, сумки, кошельки и другие изделия, которые были дополнением к традиционной одежде.


Известно, что пояс – одна из самих давних частей одежды, который исполнял функцию символа рода, переходили з поколения в поколение. Кожаные пояса в Украине называли ремнями, реже «подпругами». К изделиям такого типа принадлежали широкие мужские ремни – «чересы» (укр. «чересы») – из юфтовой подошвенной кожи, сложенной вдвое. Застегивались такие пояса на 5-7, а иногда и 20 пряжек. Эти пояса одевались при тяжелых работах, в них хранили деньги, а иногда использовали, как дополнение к праздничной одежде.


Широко распространены были мужские юфтовые «тобивки» (укр. «тобівки») - плоские сумки на длинном ремне. Давние тобивки были прямоугольной формы: одни декорированы способом тиснения по коже и металлическими накладками. Другие – сплошь инкрустироваными металлическими пуговичками. Со сменой прямоугольных побивок на полукруглые их обрамление значительно изменилось. Линейный орнамент виступал полукругом с основным акцентом на центр, а всю поверхность изделия декорировали выпуклыми кружочками «бобриками».


Народные мастера глубоко понимали органическую связь орнамента и формы. Выработанные на протяжении столетий художественные принципы отделки кожанах изделий и сегодня не потеряли своей эстетической ценности.




Tags: XXв., Украина, кожа, обувь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments