Валентина (uchitelj) wrote in ornament_i_stil,
Валентина
uchitelj
ornament_i_stil

Categories:

Стили в орнаменте

Орнамент - это упорядоченная декоративная композиция, состоящая из ритмически повторяющихся элементов, которые могут образовывать орнаментальный ряд, или раппорт. Орнамент всегда предназначен для украшения чего-либо и композиционно и стилистически тесно связан с предметом украшения, однако это не мешает рассматривать орнамент как самодостаточное произведение искусства. С этой точки зрения важны не только его рисунок, цвет, пропорции, но и фактура материала, качество отделки. Поэтому здесь вы увидите в основном подлинники орнаментов, украшающих шедевры архитектуры, интерьер, мебель, ткани, посуду, книжную миниатюру и др. Орнамент является одним из характерных признаков художественного стиля. В зависимости от характера элементов орнамент подразделяется на виды - геометрический, растительный, антропоморфный, зооморфный, каллиграфический, предметный и др.
По ссылкам подробнее
https://ornament-i-stil.livejournal.com/389480.html
https://ornament-i-stil.livejournal.com/199837.html


Византийский стиль (IV - XV вв.)
Характерной чертой византийского искусства является причудливая роскошная узорчатость. Византийский орнамент очень разнообразен. Архитектурный орнамент сильно отличается от орнамента книжной миниатюры, в ювелирном искусстве и тканях тоже свои мотивы и принципы построения. В византийском орнаменте осуществилось слияние эллинистических и восточных традиций. Орнамент состоял из сложных сплетений звериных мотивов, стилизованных растительных побегов, в частности виноградных лоз, трехлепестковых цветов и различных геометрических фигур. Растительные мотивы в византийском орнаменте несложны и разделяются на простейшие элементы – пальметку, полупальметку и стебель, образующие немногочисленные комбинации. Акант передавался огрубленно и в значительной мере условно. Из геометрических мотивов преобладают кресты, шести - и восьмиконечные звезды, треугольники, ромбы, зигзаги, а также мотив узла-жгута. Формы утрачивают объем, становятся более плоскими.
Изображения животных – птиц, грифонов, барсов на византийских тканях заключены в геометрические фигуры – круги или многоугольники. Иногда они обрамлены длинным изогнутым акантовым листом. Орнамент тканей может включать в себя и человеческие фигуры. Вообще, всевозможные сюжетные композиции – пиры, поединки и другие часто становятся мотивами орнамента.

плетенка https://ornament-i-stil.livejournal.com/706825.html
круги и плетенки https://theofilakt.livejournal.com/60107.html
растительный орнамент https://ornament-i-stil.livejournal.com/157079.html
кринн https://ornament-i-stil.livejournal.com/153511.html
крин схема https://ornament-i-stil.livejournal.com/282653.html
грифоны https://theofilakt.livejournal.com/52115.html
птицы https://theofilakt.livejournal.com/106530.html
львы https://uchitelj.livejournal.com/457560.html
мировое древо https://ornament-i-stil.livejournal.com/180381.html
поединки-единоборства животных https://theofilakt.livejournal.com/20593.html
геральдическая композиция https://theofilakt.livejournal.com/19947.html
полет Александра М. https://uchitelj.livejournal.com/792563.html

https://ornament-i-stil.livejournal.com/tag/Византия



Романский стиль (IX - XII вв.)
Романский стиль/от лат. Romanum - римский/ - стиль европейского искусства, связанный с античной культурой Рима и византийским искусством. Получил распространение в X - XIII веках. Романский орнамент соединил в себе местные традиции с восточными – византийскими, иранскими, египетскими и др. Основным видом украшения были плетеные орнаменты и изображения животных. Этот орнамент весь пронизан динамикой, он не дает глазу остановиться. Основные элементы орнамента – геометрические мотивы, ленты, розетки, пальметки, стилизованные цветы, извилистые стебли с виноградными лозами, фантастические растения. Особенно популярны были изображения самых разнообразных животных, как реальных, так и фантастических, которым придавали символическое значение. Со временем орнаментальные мотивы усложняются и эволюционируют в готические формы.

плетенка https://ornament-i-stil.livejournal.com/706825.html
орнамент в рельефе https://ornament-i-stil.livejournal.com/80065.html
растительный орнамент https://ornament-i-stil.livejournal.com/157079.html
полет Александра М. https://uchitelj.livejournal.com/792563.html
Келлская книга https://romanesque-art.livejournal.com/59620.html
мировое древо https://ornament-i-stil.livejournal.com/180381.html
Больше по метке
https://ornament-i-stil.livejournal.com/tag/романский%20стиль


Готика (XII - XV вв.)
Готика/ от итал.gotico, лат.Gothi – готы/- художественный стиль в западноевропейском искусстве XII-XV вв., названный по имени германских племен – готов. Проявился прежде всего в строительстве соборов.
Орнамент готической эпохи находился под сильным влиянием архитектуры. Многочисленные переплетающиеся стрельчатые формы, напоминающие вимперги, фиалы и крестоцветы, выполнялись циркулем по строго нанесенным размерам. Возможно, поэтому в Германии этот орнамент назывался масверком, то есть работой по нанесенным размерам. Стилистически близок масверку орнамент «льняные складки», очень распространенный в готической мебели. В растительном орнаменте широко применяются местные растения – листья винограда, репейника, дуба, плюща, знакомые нам по античному орнаменту, а также клевер, роза, терновник, чертополох и папоротник. Трактовка их отличается от античной и становится более жесткой, прихотливой и колючей, что полностью соответствует готической стилистике. Широко распространен мотив трилистника и двулистника, а также лилии. Зооморфный орнамент представлен разнообразными фантастическими чудовищами, называемыми химерами и гаргульями в архитектуре, дролери в книжной миниатюре.

сетчатый орнамент https://ornament-i-stil.livejournal.com/705608.html
"масверк" и "льняные складки" https://ornament-i-stil.livejournal.com/28404.html
архитектурные мотивы https://ornament-i-stil.livejournal.com/146919.html
зеленый человек https://ornament-i-stil.livejournal.com/267954.html
роза Тюдоров https://ornament-i-stil.livejournal.com/264178.html
растительный орнамент https://ornament-i-stil.livejournal.com/113644.html
дролери https://ornament-i-stil.livejournal.com/709048.html
Больше по метке
https://ornament-i-stil.livejournal.com/tag/готика


Ренессанс (XIV - XVI вв.)
Ренессанс /франц. renaissance, итал. rinascimento - возрождение/ - эпоха в развитии итальянского, а затем и европейского искусства XV-XVI вв. Художники этого времени возрождали античные формы, но вкладывали в них иное содержание. Орнамент ренессанса, как и другие виды искусства, всецело связан с античностью и использует все её мотивы – овы, жемчужник, акант, меандр, гирлянды, рога изобилия, букрании, фантастических существ и др. Очень часто в орнамент включены фигурки человека, особенно пухлого младенца – «путти».
Самый популярный орнамент эпохи возрождения – гротеск. Заимствованный из стенных росписей Древнего Рима, он встречается в декоре интерьеров, станковой живописи, посуде, книжной миниатюре. В орнаменте тканей преобладают восточные черты, прежде всего пышные цветы - цветок граната, гвоздика, тюльпан, лотос.

https://ornamenthistory.livejournal.com/5575.html
гротеск https://ornament-i-stil.livejournal.com/24591.html
гротеск в рельефе https://ornament-i-stil.livejournal.com/707254.html
гирлянда https://ornament-i-stil.livejournal.com/171393.html
раковина https://ornament-i-stil.livejournal.com/164871.html
чешуйчатый орнамент https://ornament-i-stil.livejournal.com/222359.html
персидская пальметта https://ornament-i-stil.livejournal.com/120016.html
геральдическая композиция в рельефе https://ornament-i-stil.livejournal.com/57503.html



Маньеризм (XVI - XVII вв.)
Маньеризм /итал. Manierismo – вычурность, манерничание / - художественный стиль в европейском искусстве конца XVI в. Отражал кризис художественных идеалов эпохи Возрождения, отличался субъективизмом, усложненностью, поверхностной экзальтацией, вычурностью. В декоративном искусстве и орнаменте – богатый и беспокойный стиль, наполненный сложной символикой и аллегорией. Считается, что начало этому стилю было положено Россо Фиорентино, который разработал в 1530-е годы огромные декоративные рамы для дворца Фонтенбло. В мощной и экспрессивной орнаментации этих рам использован орнамент strapwork из переплетающихся между собой полос с включением элементов гротеска и фантастических существ.
Впоследствии подобный орнамент получил широкое распространение через печатные издания по северной Европе, особенно в Нидерландах и Германии.

https://ornamenthistory.livejournal.com/5696.html
https://ornament-i-stil.livejournal.com/302951.html
кнорпельверк и ормушль https://ornament-i-stil.livejournal.com/301990.html
ормушль и кнорпельверк https://ornament-i-stil.livejournal.com/19044.html



Барокко  (XVII - XVIII вв.)
Барокко /итал. barocco - причудливый, странный/ - стиль в европейском искусстве XVII- XVIII веков, характеризующийся драматизмом, экспрессией, динамикой. Орнамент барокко отличается пышностью, некоторой перегруженностью и тяжеловесностью. Любовь к крупным формам, криволинейным очертаниям, насыщенным цветам и обилию деталей – основные черты этого орнамента. Он симметричен, активно использует античные мотивы, придавая им особую внушительность и выразительность. Популярны всевозможные завитки, листья аканта, картуши, раковины, гирлянды, вазы.

балдахин https://ornament-i-stil.livejournal.com/21971.html
картуш https://stilarhitekturi.livejournal.com/3177.html
ламбрекен https://ornament-i-stil.livejournal.com/18385.html
трельяж https://ornament-i-stil.livejournal.com/17952.html
акант https://carmelist.livejournal.com/408667.html
раковина https://ornament-i-stil.livejournal.com/164871.html
Барочный декор церкви в Палермо https://ornament-i-stil.livejournal.com/250157.html
Больше по метке
https://ornament-i-stil.livejournal.com/tag/барокко


Рококо (XVIII в.)
Рококо/франц.rococo – вычурный, причудливый /- художественный стиль в европейском искусстве XVIII века, получивший название от орнамента рокайль. Характеризуется деструктивностью, камерностью, изысканностью, граничащей с манерностью.
В основе орнамента стиля рококо лежит рокайль/франц.rocaille - скальный/ - декоративный мотив, отдаленно напоминающий раковину, а также картуш в окружение С- и S- образных завитков, переплетенных с гирляндами, цветами и листьями. Может включать в себя фигурки купидонов, обезьян, драконов, пальм. Нередки композиции из различных атрибутов и музыкальных инструментов. Орнамент, как правило, асимметричный, тонкий, прихотливый. Цветовая гамма светлая, разбеленная с добавлением золота.

рокайль https://ornament-i-stil.livejournal.com/17842.html
элементы рокайля https://ornament-i-stil.livejournal.com/208722.html
трельяж https://ornament-i-stil.livejournal.com/17952.html
изобразительные мотивы https://ornament-i-stil.livejournal.com/266002.html
ткани https://diviola.livejournal.com/15468.html
раковина https://ornament-i-stil.livejournal.com/164871.html
Отель Субиз - классика Рококо https://ornament-i-stil.livejournal.com/59163.html
Декор дворца в Генуе https://ornament-i-stil.livejournal.com/125354.html
гирлянда https://ornament-i-stil.livejournal.com/171393.html
Больше по метке
https://ornament-i-stil.livejournal.com/tag/рококо


Классицизм (неоклассицизм)  (XVII - XVIII в.)
Классицизм/нем.Klassizismus/- художественный стиль, ориентированный на формы античной классики. Классицизм как стремление к ясности и чистоте пропорций, уравновешенности и гармонии форм проявился в искусстве Франции XVII века и распространился в XVIII веке почти на все европейские страны. Одним из создателей классицистичного орнамента был шотландский архитектор Роберт Адам.
В орнаменте преобладают античные орнаментальные мотивы. В раннем классицизме для орнамента характерна нежность, изысканность и утонченность, равномерное чередование одинаковых мотивов. Среди меандров, нитей жемчужника, акантовых листьев, дубовых и лавровых гирлянд, перевязанных накрест лентами, появляются натуралистически трактованные цветы и ветви. В отличие от рококо они сплетаются в спокойные гирлянды, подхваченные на одинаковых расстояниях одинаковыми бантами, или гвоздями с большими шляпками, или античными букраниями (козлиными или бычьими черепами). Иногда к ним на длинных лентах подвешиваются нежные букеты, подчиненные вместе с орудиями садовника или пастушескими музыкальными инструментами тому же легкому и ясному ритму. Широко используются анималистические мотивы – львы, грифоны и др., а также треножники, лиры.
меандр и свастика https://ornament-i-stil.livejournal.com/112172.html
пальметта https://ornament-i-stil.livejournal.com/111189.html
ионик и бусы  https://ornament-i-stil.livejournal.com/105604.html
киматий https://ornament-i-stil.livejournal.com/203535.html
античный орнамент https://ornament-i-stil.livejournal.com/7416.html
букраний https://ornament-i-stil.livejournal.com/401102.html
орнаменты Р.Адама https://ornament-i-stil.livejournal.com/480659.html
гирлянда https://ornament-i-stil.livejournal.com/171393.html
венок https://ornament-i-stil.livejournal.com/107154.html
античный архитектурный орамент https://ornament-i-stil.livejournal.com/81143.html
пельта - лунный щит https://ornamenthistory.livejournal.com/2537.html
декор интерьера Михайловского замка https://ornament-i-stil.livejournal.com/570551.html
Больше по метке
https://ornament-i-stil.livejournal.com/tag/классицизм



Ампир  ( Нач. XIX в.)
Ампир/франц.empire - империя/ - художественный стиль, созданный во Франции в начале XIX в., в эпоху империи Наполеона Бонапарта. Позднее распространился и в других странах. Орнамент стиля ампир во многом развивал и дополнял приемы классицизма. Однако в нем отразилась новая идея – прославление империи Наполеона. Наряду с традиционными античными орнаментами большое значение придавалось военным атрибутам – щиты, мечи, шлемы, ликторские связки, колчаны, топоры, а также эмблемам империи Наполеона – заглавная буква N, пчелы, звезды, орден Почетного легиона, императорские орлы с пучками молний. Сфинксы и фигурки египтянок напоминают о египетских походах императора. Орнамент стилистически единообразен и безупречно правилен. В отличие от классицизма, использующего светлые цвета, краски становятся яркими, насыщенными, их сочетания контрастны – красный с черным или зеленым, глубокий синий, ярко желтый, много золота.

орнамент трофеи https://ornament-i-stil.livejournal.com/106091.html
ликторские связки https://ornament-i-stil.livejournal.com/218576.html
пельта - лунный щит https://ornamenthistory.livejournal.com/2537.html
кадуцей https://ornament-i-stil.livejournal.com/707529.html
Больше по метке
https://ornament-i-stil.livejournal.com/tag/ампир



Модерн (Конец XIX - нач. XX вв.)
Модерн / франц. moderne – новый, современный /- название художественного стиля рубежа XIX –XX вв., возникшего в противопоставление эклектике. Другие названия этого стиля – ар нуво, югендстиль, сецессион. Орнамент в стиле модерн часто играет решающую роль при создании образа произведения искусства. Он украшает все вокруг, превращая окружающий мир в сказочное, волшебное царство, наполненное красавицами и чудовищами, цветами и насекомыми, птицами и дикими зверями. Все эти образы вполне узнаваемы, подчас даже реалистичны, но при этом тонко стилизованы. Орнамент модерна эклектичен, и в то же время целостен, легко узнаваем. В нем прослеживаются кельтские, эгейские, готические, восточные черты, влияние стиля рококо, но более всего японской графики. Один из популярнейших мотивов модерна – волна, бесконечно повторяющаяся в изгибах тонких стеблей цветов, в волнообразных ритмах складок одежды, рук и волос изящных женских фигурок. Недаром символом этого стиля принято считать панно Г.Обриста «Цикламен»(или «Удар бича»).

мотив волны https://ornament-i-stil.livejournal.com/162700.html
цветы эпохи модерн https://ornament-i-stil.livejournal.com/135241.html
эльфы https://ornament-i-stil.livejournal.com/404229.html
Больше по метке
https://ornament-i-stil.livejournal.com/tag/модерн


Ар деко ( 1920 - 1930-е гг.)
Ар деко /фр. art déco буквально - декоративное искусство/ - течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи. Представляло собой синтез модерна, неоклассицизма и футуризма. Одной из важнейших составляющих орнамента нового стиля стали геометрические фигуры - треугольники, квадраты, круги, зигзаги, спирали. Совершенно новым орнаментальным мотивом явилось изображение машин, пароходов, локомотивов, самолетов, аэростатов. По сути, ар деко символизировал философию Нового времени, в которой соединились машина и человек. Художники этой эпохи создавали неповторимый мир, в котором геометрические мотивы переплелись с живыми формами.
"На протяжении всего периода ар-деко, особенно в 1930-х годах, мотивы декора выражали функцию здания. Театры были украшены скульптурой, которая иллюстрировала музыку, танцы и азарт; энергетические компании демонстрировали восходы солнца; Фризы Дворца Порт-Доре на Парижской колониальной экспозиции 1931 года демонстрировали лица разных национальностей французских колоний. Стиль стримлайн создавал впечатление, что само здание было в движении. Фрески Фрески вестибюля здания энергетической компании Niagara Mohawk 1930-х годов изображали простых людей - фабричные рабочие, работники почты, семьи и фермеры, вместо классических героев." Подобные сюжеты можно встретить в графике и текстиле того времени. https://en.wikipedia.org/wiki/Art_Deco

орнаменты ар деко https://ornament-i-stil.livejournal.com/167464.html
орнамент ар деко на pinterest https://ornament-i-stil.livejournal.com/426248.html
агиттекстиль https://ornament-i-stil.livejournal.com/499664.html
https://bambuch.livejournal.com/23063.html
https://ornament-i-stil.livejournal.com/tag/арт%20деко

Tags: Византия, ампир, арт деко, барокко, готика, классицизм, модерн, орнамент, ренессанс, рококо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments