Вера Папкова (verapapkova) wrote in ornament_i_stil,
Вера Папкова
verapapkova
ornament_i_stil

Русские платки в Русском музее

Выставка "Платки и шали в России XVIII–XXI веков" будет продолжаться до 11 марта, еще есть время на нее попасть. Я специально съездила в Питер, чтобы на нее сходить.



В Русском музее одно из самых богатых в России собраний платков и шалей, так что выставка очень большая.



Платок или его разновидности, такие как шаль или фата, был непременным и важным элементом женского костюмного комплекса с давних времен буквально до начала ХХ века.



Не всегда и не обязательно он был квадратным, как нам сейчас это представляется.



Иногда в качестве накидываемой на голову фаты использовались полотна ткани прямоугольной формы, которые назывались канаваты или канаватки.



В допетровские времена важной частью не только костюма богатых людей, но и ритуала были платки, которые не надевали на голову, а держали в руках. Такие платки назывались ширинки, потому что их размер определялся шириной ручного ткацкого станка, и были богато украшены.



Вот кукла последней трети XVIII в., которая изображает боярышню с таким платком-ширинкой в руках.



Выставка демонстрирует не только разнообразие костюмов, дополнением к которым служили платки и шали.



Экспонаты представляют богатую карту центров прикладного искусства



и разнообразие текстильных техник, которые применялись в разное время в разных регионах.



Потрясающее золотное шитье из Каргополя.



Такой платок выглядит уже не как текстильный объект, а как драгоценное ювелирное изделие.



И весь наряд с этим платком становится драгоценным и величественным.



Другой стиль шитья золотыми нитями демонстрируют платки из Балахнинского уезда Нижегородской губернии.





Кисейный платок с вышивкой золотыми нитями и канителью в составе праздничного костюма. Торопец, Псковская губерния.



Тончайшие вуалевые покрывала, вытканные из разноцветных нитей жаккардом.





Вышивка тамбурным швом золотыми и шерстяными нитями по шелковой кисее.



Немыслимой красоты узорчатые парчовые платки производились методом ручного ткачества на мелких фабриках и производствах, которых по разным российским губерниям было великое множество.









Платки и шали составляли обязательную часть женского костюма всех сословий, не исключая и самого высшего.



Они могли быть исполнены в самых различных техниках, например, в кружеве.



Часто эти роскошные вещи производились в мастерских непосредственно при дворянских усадьбах.



Особенно большая концентрация текстильных производств была в губерниях центральной России.





Эти производства специализировались на разных техниках. Очень популярны были т.н. репсовые или рипсовые платки.



Популярнейшей техникой была набойка. Которая постепенно и вытеснила все остальные, к настоящему времени оставшись фактически единственной.



Платки такого типа мы сейчас опознаем как павловопосадские. Но конкретно вот эти, например, были выпущены на совсем другой фабрике.



Дело в том, что на рубеже XIX и XX веков в Московской и прилегающих губерниях существовало большое множество фабрик, выпускавших платки в одной технике и одной стилистике.



Даже специалисты не всегда могут с уверенностью определить, на каком именно производстве был изготовлен платок, который мы сейчас относим к павловопосадским.



Иногда однозначная атрибуция возможна только в том случае, когда на платке стоит клеймо с прямым указанием производителя.



Но сейчас из всего былого множества производств единственным действующим осталась именно Павлово-Посадская фабрика.



Здесь бережно сохраняют традиции, восстанавливая исторические дизайны и создавая новые с сохранением узнаваемой стилистики.



Мне жаль, что я не могу показать вам всю выставку, каждый ее экспонат один за другим! Но на некоторых я все-таки остановлюсь подробней. Не переключайтесь )

Tags: Россия, выставки, вышивка, костюм, текстиль, традиционное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments