Валентина (uchitelj) wrote in ornament_i_stil,
Валентина
uchitelj
ornament_i_stil

Categories:

Живопись на свадебных сундуках-кассоне, XV век

В брауншвейгском музее герцога Антона Ульриха (Anton Ulrich) , с некоторыми экспонатами которого я вас уже знакомила, есть деревянная панель от итальянского свадебного сундука XV века.
Несколько фотографий панели я дополнила информаций и иллюстрациями по теме из сети.


Русская Википедия пишет:
"Кассо́не (итал. cassone, происходит от итал. cassa — ящик, сундук) представляет собой сундук, распространённый в Италии и предназначенный для хранения носильных вещей, тканей, белья, всего того, что женщины обычно приносили в приданое к свадьбе. Они одновременно служили и местом хранения  и сиденьями. Кассоне украшали стукко, обивали бархатом или камчатой тканью, с XVI века  входит в моду резной декор.
В начале XV века в Тоскане появилась мода украшать кассоне живописными панно на религиозные и мифологические темы, темы древней и современной истории,  аллегорические - темы целомудрия, добродетелей, любви, брака. Часто встречались нравоучительные сюжеты, изображения праздников, триумфов, шествий.
В искусствоведческой терминологии «кассоне» называют одновременно и украшенный сундук и художника, специализирующегося на изготовлении кассоне. Среди них были такие прославленные мастера, как Якопо дель Селлайо, но были и те, кто специализировался исключительно на производстве кассоне и не оставил своего имени (напр. Мастер Аргонавтов, чьи прекрасные панели от кассоне хранятся в музее Метрополитен). Среди имён известных художников, которые не гнушались росписью кассоне, можно назвать Боттичелли, Мазаччо, Мантенья, Филиппино Липпи, Либерале да Верона, Скеджа, Бьяджо д'Антонио Туччи и др. В XIX веке расписные панно, снятые с кассоне, продавались отдельно, поэтому теперь их можно видеть в залах музеев в дорогих рамах."

Но оказывается "В настоящее время происхождение картин горизонтального формата - спальере - объясняют иначе: да, они изготавливались для украшения брачных покоев, поэтому тематика избираемых сюжетов для них любовная, но использование уже изготовленных спальере в качестве передней стенки кассоне - это только один из вариантов, их также размещали в изголовье или изножье брачного ложа. Это также объясняет существование целых серий спальере из 3-4 картин одного автора на общую тему - для одной опочивальни." Спасибо уважаемой alexspet















Несколько картинок по теме отсюда https://marinni.livejournal.com/577787.html#cutid1








Джованни ди Сер Джованни, Ло Шеггия (1406-1486), Фредерик III и Леонора из Португалии в Риме, 1452, Художественный музей Вустера, Вустер, штат Массачусетс.


Ниже образцы росписи сундуков из Википедии.


Перенесение сундука (справа внизу). Сундуки перевозили или несли в свадебной процессии.


Андреа Мантенья. Фото из Википедии


Серия "Триумф Петрарки", 1468










https://ru.wikipedia.org/wiki/Аполлонио_ди_Джованни
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%B0
https://alexspet.livejournal.com/170979.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B5
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:15th-century_cassone
https://marinni.livejournal.com/577787.html#cutid1
https://en.wikipedia.org/wiki/Spalliera
Tags: XV в., живопись, ренессанс, сундуки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment