Валентина (uchitelj) wrote in ornament_i_stil,
Валентина
uchitelj
ornament_i_stil

Category:

Как принять собственное несовершенство?

Оригинал взят у ochendaje в Как принять собственное несовершенство?




Отличный и актуальный мастер-класс от японцев. Специально для тех, кто способен не воспринимать вещи буквально...


В наши дни вещи, которые разбиты или повреждены попросту выбрасывают, ибо современная культура потребления подарила нам возможность легко и просто приобретать больше за меньшую цену. Но парадокс заключается в том, что таким образом у нас становится все меньше действительно ценных вещей, которые имеют свою историю, свои воспоминания, свою философию.

Наш мир не терпит недостатков. Мы восхваляем молодость, красоту и новизну. В погоне за мечтой мы, порой, стараемся скрыть собственные ошибки, неудачи, падения и несовершенство. А искусство кинцуги несёт в себе так необходимую сегодня мудрость, применимую не только к керамическим чашам, но и к человеческой жизни.


Для многих кинцуги — это больше, чем просто починка посуды, это прекрасный способ научиться жить и переживать повседневные неприятности. Будь то изъян нашей чашки или изъян в нас самих, надо принять это несовершенство, постараться обратить его к лучшему, но ни в коем случае не прятать его, не пытаться замаскировать. Так что же это за искусство такое?











Кинцуги, или кинцукурой — японское искусство реставрации керамических изделий с помощью лака, смешанного с золотым, серебряным или платиновым порошком. Разбитую посуду склеивают, но трещины не маскируют, а наоборот, каждую из них подчёркивают. Искусство кинцуги возникло в Японии XV-ого века в период правления сёгуна Асикага Ёсимасы.



Его правление ознаменовалось сильным влиянием идей Дзен-буддизма, а также ростом эстетики ваби-саби (изящность в простоте, скромная простота), да и всей японской культуры  в целом. Собравший при своем дворе целый штат художников, поэтов и ремесленников, сёгун Асикага Ёсимаса популяризировал среди японцев чайную церемонию чадо, искусство аранжировки цветов икебана, тушевую живопись суми-э и драматургию. Чрезвычайным почетом и вниманием был удостоен в то время кодекс самураев Буси.







Так вот, по одной из версий, Асикага Ёсимаса разбил свою любимую чайную чашу. Он приказал отреставрировать её, и чашу отправили в Китай. Мастера восстановили чашу и вернули её сёгуну, но оказалось, что они соединили осколки ужасными крупными скрепками. Асикага Ёсимаса был недоволен выполненной работой и приказал японским мастерам найти более эстетичный способ вернуть чаше прежний вид. Они не только соединили осколки, но и превратили обычную посуду в предмет искусства с помощью техники кинцуги.


Так родилось не только новое искусство, но и новая философия.



О ценности неудач и провалов мы говорим часто. Но при этом, даже если очередной провал мы смогли превратить в успех, всё равно стараемся забыть о своих недостатках поскорее. Но, между тем, многие успешные люди признавались, что они гордятся своими провалами, потому что во многом благодаря им смогли обрести счастье и добиться успеха.
«Неудача — это приправа, которая придаёт успеху его аромат.»
Трумен Капоте, американский писатель


«Сила основана на неудачах, а не на успехе. Я стала сильной, когда плыла против течения».
Коко Шанель, французский модельер



Так и кинцуги, вместо того, чтобы маскировать поломку и стремиться к недостижимому идеалу, восстанавливает сломанный объект, эстетически заполняя повреждение специальным швом и сохраняя при этом собственную историю объекта, историю неудач и провалов, падений и жизненной стойкости. И в результате получается создание нечто более красивое, чем оригинал.

Современная японская эстетика высоко ценит детали, подчёркивающие износ от использования предмета, в ней поломки и трещины неотъемлемы от истории объекта, и поэтому не заслуживают забвения и маскировки. С такой точки зрения кинцуги выигрывает как с практической стороны, позволяя продолжать использовать вещь после её повреждения, так и с эстетической, выделяя трещины и следы ремонта в контексте продолжения, а не окончания её жизни.



Оригинальный процесс подразумевал использование специального лака. Разбитые части склеивались, используя лак уруши, полученный из сока китайского лакового дерева. Заключительный слой уруши покрывался золотым порошком и затем полировался. Надо сказать, что сбор сока и обработка изделия довольно опасны из-за своей токсичности. К счастью, как только раствор сохнет и укрепляется, токсичные эффекты аннулируются, делая изделие абсолютно безопасным. Мастера кинцуги используют и другой метод соединения черепков, просверливая в них крошечные отверстия и вставляя туда золотые скобы, скрепляющие их воедино. Такой способ позволяет сделать швы более заметными, как вы можете заметить на картинке внизу.



Различают три основных разновидности кинцуги:

- трещина — использование золотой пыли со смолой или лаком вместо клея с минимальным объёмом недостающих частей;







- мозаика — дословно «заполнение отсутствующих фрагментов — выполняется золотом или золотой эмалью;








- стыковка — замена отсутствующих частей другими, подходящими по форме, но не обязательно по фактуре и цвету.







Небольшой мастер-класс по работе с эпоксидкой, чем-то напоминающей древнюю технику.

Этап 1: Посудина моется, кусочки собираются вместе при помощи скотча, изоленты, пластилина и т.п. Для того чтобы понять, как выглядела посудина, учесть возможные остаточные деформации.



Этап 2: Делается «база». Она состоит из муки, воды и лака уруси. Это такой своеобразный клей. Этот состав наносится на склеиваемые поверхности, они совмещаются, фиксируются. Этим же составом заполняются глубокие трещины, недостающие части. Сушка до месяца.



Этап 3: Первичная чистка. Лишняя «база» удаляется, швы очищаются, проверяется наличие дырок, пропусков. Если такие находятся, то начинается все с пункта №2. Если все здорово, то все зачищается наждачной бумагой от крупной до мелкой.

Этап 4: Все швы проходятся тонким слоем лака, так как база имеет пористую текстуру. Изделие ставится в ящик для сушки. Сушка до недели.

Этап 5: Снова чистка. Наждачка от крупной к мелкой.

Этап 6: Ещё один слой лака по швам. Снова сушка (слои лака могут накладываться бесконечно, пока меня не удовлетворит результат).

Этап 7: И опять чистка. На этот раз финальная.



Этап 8: Наносится тонкий слой лака по швам и сверху засыпается металлической пудрой. Посудина уходит на финальную сушку.

Этап 9: Посуда тщательно отмывается от остатков пудры.


Тем, кому покажется, что подобный взгляд на вещи не применим в условиях нашей ментальности, хочется напомнить, в наших музеях этнографии можно встретить и большие глиняные сосуды, оплетеные берестой или корнями. Это были побитые сосуды - их не выбрасывали, а аккуратно оплетали и использовали потом уже не для хранения жидкостей, а для сыпучих продуктов. У хорошего хозяина ни один черепок не валялся без дела




Tags: Япония, керамика, перепост, посуда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments