Валентина (uchitelj) wrote in ornament_i_stil,
Валентина
uchitelj
ornament_i_stil

Categories:

История полоски

Оригинал взят у vita_colorata в История полоски
Этим летом полосатые ткани так популярны, что придется взяться за изучение истории полоски. Полоска может у нас даже стать символом лета, поскольку погода уж очень полосатая. Редкий день может похвастаться ровным теплом, поэтому барышни редко одевают полосатые сарафаны, как эта, которую я успела снять со ступеней нашего Этнографического музея по пути на выставку, посвященную клетке и полоске, но об этом позже.




То, что она идет через улицу по "зебре", напомнит нам, что зебра когда-то считалась из-за своих полос дъявольским животным, и ткань в полоску - дъявольской материей.  Откроем книгу Мишеля Пастуро и почитаем про историю полоски в европейской моде.

История, литература и иконография средневековой Европы свидетельствуют о множестве персонажей, традиционно носивших полосатую одежду. Евреи и еретики, шуты и жонглеры, палачи, проститутки и прокаженные, а также воин-предатель из романа о рыцарях  Круглого стола, безумец из Книги Псалмов и сам Иуда Искариот…все они в той или иной мере связаны с дъяволом.

Каждая эпоха порождала новые практики и культурные коды, не отменяя предыдущих, что постоянно усложняло систему значений, связанных  с полосками, как в материальном, так и в символическом плане. Так во времена Возрождения и романтизма получили распространение «правильные» полоски – знаки праздников или экзотики, а также символы свободы – что никак не отменяло существования полосок «отрицательных». Современная же  культура восприняла все практики и коды предыдущих эпох. В ней есть место всему: полоски, сохранившие «дъявольские» коннотации ( унизительная полосатая одежда, которую носили узники лагерей смерти) или сигнализирующие об опасности ( например, зебра и другие элементы дорожного движения) ; полоски, связанные с гигиеной ( постельные наборы и нижнее белье), игрой и спортом , и , наконец, полоски как эмблематическая единица – атрибут униформ, значков и флагов.

10-stran-s-samymi-vysokimi-zarplatami-20-1170x780.jpg

Полоски не знают статики, они все время в движении; именно этим они всегда привлекали к себе художников – живописцев, фотографов и режиссеров. ( девушка на мосту).

Кстати, Пастуро не случайно упоминает этот фильм. Полоска там действительно постоянно в кадре , и на одежде и героев и в другом виде.







Они как бы оживляют всё, к чему прикасаются, без конца двигаются вперед, точно гонимые ветром. В Средние века Фортуну , вращающую колесо человеческой судьбы, часто облачали в полосатое  платье.

tumblr_mj93inm96Q1rqxd5ko1_500.jpg

В середине 13 века во Франции разразился скандал. Если точнее – в конце лета 1254 года, когда Людовик 9й Святой вернулся в Париж после неудачного крестового похода, драматичного плена и четырехлетнего пребывания на Святой земле. Король вернулся не один – его сопровождали несколько десятков монахов, в том числе кармелиты. Именно их появление произвело настоящий скандал в обществе: они были одеты в полосатые плащи !
Орден братьев Пресвятой Девы Марии с коры Кармель ведет свою историю с 12 века, когда несколько монахов –отшельников поселились в Палестине, рядом с горой Кармель, уединившись для молитвы и умерщвления плоти. ..Когда для Латино-Иерусалимского королевства, вынужденного постоянно отражать мусульманскую угрозу, настали тяжелые времена, они окончательно покинули Святую землю. Собственно, в Европе кармелиты поселились за несколько лет до возвращения Людовика Святого ( в Кембридж они перебрались к 1247 году), но интересующие нас события относятся к 1254 году, когда они прибывают в Париж, что и положило начало полемике об одежде, затянувшейся на несколько десятилетий.
До нас не дошло ни одного изображения, на котором было бы видно, во что одевались члены ордена к середине 13 века. В  тоже время существует огромное количество письменных свидетельств. Относительно цвета рясы источники противоречат друг другу, называя коричневый, рыжеватый и даже серый и черный цвета. Но все сходятся в одном: кармелиты носили плащ в полоску. Или бело-коричневую, или, как сообщают источники, черно-белую. Довольно рано возникла легенда, приписывающая кармелитскому одеянию библейское и поистине небесное происхождение. Согласно ей, точно такой же плащ носил пророк Илия, считавшийся покровителем ордена, - вознесясь на небо на огненной колеснице, он сбросил своему ученику Елисею свою белую мантию, на которой образовались коричневые полосы – следы его прохождения сквозь пламя.

Монахи -кармелиты на картине Лоренцетти





Некоторые тексты конца 13 века, увлеченные поиском символов , уточняю , что на кармелитском плаще было четыре белых полосы, представляющих четыре основных добродетели ( сила, справедливость, благоразумие и умеренность ) , а между ними – три полосы коричневого цвета, напоминающие о трех христианских добродетелях ( вера, надежда, любовь).
Стоило кармелитам появиться в Париже, они сразу же стали жертвами насмешек со стороны простого народа. На них показывали пальцами, их поносили, издевательски именуя «мечеными братьями».  В начале 60х годов папа Александр Четвертый специально попросил членов ордена сменить полосатый плащ на однотонный. Они отказались. Конфликт продлился более четверти века, в нем один за другим принимали участие десять Римских пап. В 1274 году на вселенском соборе в Лионе принципиальность кармелитов в этом вопросе поставила под угрозу существование ордена как такового. Наконец в 1287 году кармелиты приняли решение отказаться от полосатого одеяния и ныне облачаться в белую мантию.
Полосатая мантия кармелитов напоминала восточную галабею, одежду неверных.

Древние арабы (4-6 века).jpg

Начиная с эпохи Каролингов источники постоянно сообщают о дискриминации по отношению к людям, носившим одежду в полоску. ..Так , например, в 1310 году в Руане некто Колен д, Оришье, сапожник …. Был приговорен к смерти за то, что, во-первых, оказался женат, а во-вторых, что «был замечен в полосатой одежде». С тех пор церковное общество объявило полоскам настоящую войну. Особенно это касалось тканей, где чередовались яркие цвета, как то: красный, зеленый или желтый – цвета, вызывающие ощущение пестроты и разнообразия. В глазах церковных законников ничто не могло быть более бесчестящим.
Что же касается мирян, то тут существовали различные обычаи, законы и правила, касающиеся представителей маргинальных слоев общества. – они были обязаны носить платье в полоску.
Так, согласно положениям германского обычного права в период Позднего Средневековья, а также знаменитого Sachsenspiegel (сборник саксонских законов, составленный между 1220 и 1235 годами) , в подобных одеждах надлежало ходить незаконнорожденным, слугам или осужденным.
Ту же тенденцию мы наблюдаем в законах против роскоши и указах, регламентирующих манеру одеваться, весьма распространенных в Европе в конце Средневековья, - из них следовало, что проститутки, жонглеры,шуты и палачи обязаны или носить полосатое платье, или, что чаще, задействовать в одежде соответствующий элемент: например, проституткам предписывалось носить шарф, платье или шнурки в полоску, палачам – полосатые штаны и шляпы, а шутам и жонглерам  - колпаки и камзолы.



Фактически они устанавливали сегрегацию при помощи одежды.
Вероломные персонажи в литературе одеты в полоску. Самый известный персонаж такого рода – Ганелон из «Песни о Роланде».

original.jpg

Полоска никогда не приходит одна. Она «функционирует» и являет свой смысл только в сопоставлении с другими изобразительными структурами, - это прежде всего однотонные и многоцветные поверхности, а также – «ми-парти», шахматный рисунок, расцветка в крапинку или в виде ромбов. В любом изображении полосатая одежда создает идею отличия, отклонения, тем самым акцентируя внимание на том, кто в нее одет. Как правило, это негативный акцент.

После появления гербов, т.е. примерно с середины 12 века, в полосатых костюмах появляются геральдические элементы. Полоски на одежде прислуги и дружины выполняются уже не в двуцветной гамме, но приобретают традиционные цвета сеньора ,даже, если на его гербе нет никаких полосок. Кроме того, геральдическая одежда "ми-парти", разделенная по вертикали на две половины разного цвета, стала восприниматься как аналог одежды в полоску. Соответственно , ливрея в восприятии современников соотносилась с одеждой людей , которые были исключены из социума или оказались в самом низу общественной иерархии, и так продолжалось до конца Средневековья.

  В начале 15-середине 16 века мода на полоску достигла своего апогея . Она затронула как женщин, так и мужчин. До нас дошло огромное множество картин, где фигурируют кофта, платье, или передник в полоску. Столь же часто в полосатой одежде изображались пажи, слуги и чернокожие рабы, особенно в первые годы 16 века. В последнем случае к привычной ассоциации "полоски-прислуга" добавляется еще одно измерение - полоски как знак экзотики. Такое сочетание было характерно для Италии, особенно для Венеции, куда доставляли негров-подростков из Африки, чтобы те прислуживали во дворцах венецианских патрициев. Вскоре это увлечение Африкой превращается в настоящую моду, распространившуюся на значительную часть Аппенинского полуострова, а также по ту сторону Альп. В каждом  дворце были свои "черные рабы", которых любили одевать в полосатые одежды.полоски означали, что данный человек родом с Востока. ( именно там , с точки зрения средневековой цивилизации, находилась Африка), что он изначально язычник и находится в услужении.

На картине Веронезе карлик-слуга в полосатой одежде. Остается угадать, кто женщина слева.

4.jpg

 Связка "прислуга-полоска-чернокожие" оставила глубокий след в живописи и гравюре. Так, начиная с 15 века художники, обращавшиеся к сюжету "Поклонения волхвов", часто изображали негритянского царя одетым в полосатое одеяние. Столетие спустя подобная одежда стала обязательной для этого персонажа. При этом Бальтазар никак не был рабом, ни маргиналом, напротив.






Веронезе всегда облачает в подобные одежды своих чернокожих персонажей или же, в порядке обыгрывания собственных приемов, свойственного большим художникам, помещает рядом с негром белого в полосатом одеянии.

Какую картину имел в виду Мишель Пастуро,остается догадываться, но на картине "Брак в Кане Галилейской" слуга в полосатой одежде.



Постепенно полоски выходят за рамки африканской темы и становятся символом жизни в естественном состоянии и знаком экзотики вообще. На изображениях американских индейцев, а позднее и жителей Океании, также присутствовали полоски или на одежде , или в виде татуировки.

Что же касается полосатых костюмов, которые носила прислуга, то они никуда не исчезли. На протяжении всей эпохи Старого режима полоски, как геральдические , так и не несущие специальных коннотаций, украшали лакейские ливреи, а их прямой потомок, полосатый жилет, обычно в черно-желтую полоску, очень скоро получил распространение в Европе и Америке в качестве специфического атрибута гостиничного персонала.  В комиксах один из самых известных персонажей такого рода - Нестор, дворецкий капитана Хэддока из комикса о Тинтине.    



Первые военные костюмы в полоску появляются в 15 веке - так одевались наемники на службе у крупных держав - ландскнехты, что в переводе с немецкого значит буквально "служители земель". Начиная с 17 века, когда возникла собственно униформа ( в современном смысле слова) , в архиве большинства европейских стран входят в употребление военные полоски, связанные с разного рода знаками, знаменами и флагами.



( Швейцарские солдаты в Ватикане поддерживают до сих пор традицию)




Продолжение следует.
Tags: мода, орнамент, перепост, текстиль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment