Валентина (uchitelj) wrote in ornament_i_stil,
Валентина
uchitelj
ornament_i_stil

Category:

Наутилус в шедеврах ювелирного искусства

Оригинал взят у vakin в Наутилус в шедеврах ювелирного искусства

The Royal Collection was purchased by George IV from Rundell

Наути́лусы, или кораблики (лат. Nautilus) — род головоногих моллюсков. Это единственный современный род подкласса наутилоидей (в других системах выделяют также род Allonautilus) и единственные среди современных головоногих, имеющие наружную камерную раковину. Спиральная раковина диаметром 15—23 см разделена на 35—39 камер, последовательно соединённых длинным сифоном. Моллюск живёт в передней, самой большой камере. Раковина используется как поплавок и балласт. Нагнетая в камеры раковины биогаз, или откачивая его из них, наутилус способен всплывать к поверхности воды или погружаться в её толщу.

Наутилус в индуистских мифах называли символом внутренней красоты в природе, символом творения. Раковина наутилуса символизирует золотое сечение.

Пропорция золотого сечения известна как число фи – 1,61803... число до бесконечности после запятой - «ключ к физике космоса» (Платон)

Золотое сечение широко применяется в искусстве, архитектуре и религиозной символике.

Великие художники использовали золотое сечение в картинах. Музей Гугенхейма, спланированный Фрэнком Ллойдом Райтом, имеет форму раковины наутилуса. Ученые пришли к выводу, что люди сочтут красивым произведение искусства, здание и даже лицо, соответствующее пропорциям золотого сечения.

Ювелиры средневековья использовали раковину Nautilus Pompilius при изготовлении кубков.

Кубок не просто посуда для воды или вина - это глубоко символичный сосуд. Основание символизирует землю, ножка поддерживает чашу, символизирующую дом. Край чаши - венец, а завершает кубок крышка, как крыша дома. Форма кубка, строгая и торжественная, подчеркивает его особую роль на пиршественном столе. Этот важный предмет изготавливался из золота, серебра, хрусталя, керамики, а с XVII века и из стекла.

Перламутр завораживает и притягивает... С давних времён перламутр наделяли целительной силой от всех болезней, способностью усиливать возможности человека в брачных отношениях, защитой от сглаза и порчи, благодатным воздействием на общее состояние человека. В Древнем Египте перламутр применялся для изготовления ожерелий, браслетов, всевозможных сосудов, благодаря своей красоте и лёгкости в обработке. В Древнем Риме перламутр являлся символом власти и мудрости, перламутр приносит счастье и раскрывает женскую красоту.

Наследник казны российских самодержцев - музей Оружейная палата - сохраняет замечательное собрание произведений XVI – XVII веков, искусно выполненных из натуралий и редких материалов: перламутра, хрусталя, кости, янтаря, скорлупы кокосового ореха и страусовых яиц. Эти диковинки привозились как дипломатические дары от иноземных государей, подносились ближайшими придворными и купцами, заинтересованными в торговле с Россией, а также специально закупались в царскую сокровищницу.

Голландские, а затем и немецкие художники, вслед за китайскими мастерами, по достоинству оценили декоративные возможности крупных, объёмных раковин моллюска–кораблика Nautilus Pompilius, плавающего в теплых океанских водах. Успехи европейцев в декорировке целых раковин объяснялись значительным опытом работы с перламутром, из которого резали и гравировали плакетки-вставки для оружия и мебели. Оправленные в золото и серебро, украшенные самоцветами экзотические моллюски с красивым спиралевидно закрученным завитком и затейливой конструкцией превращались в шедевры драгоценной репрезентативной посуды: роскошные кубки-наутилусы. Считалось, что раковины, как и другие продукты моря, наделены таинственными очищающими свойствами. В кубках-наутиласах яд теряет свою силу, при этом стенки сосуда изменяют окраску и тускнеют.

Но прежде чем создать волшебный по красоте кубок, моллюск надо было освободить от наслоений и грязи. Европейские мастера помещали раковину в кислоту на 10 дней и затем удаляли верхний ороговевший слой. Чтобы придать раковине мягкий блеск, её необходимо было отполировать и промыть щелочной водой. Подсвеченные, тонкие корпуса раковин завораживающе мерцали переливами перламутра розового, голубого, палевого оттенков в редкостно богатой колористической гамме. Отдавая дань природному совершенству небольшой раковины, мастер мог сохранить внешнюю выступающую часть завитка, оставить её максимально нетронутой и открытой. Нередко раковины украшали рельефной или ажурной резьбой, используя воск и кислоту. После обработки и без того хрупкие стенки становились не толще бумажного листа, поэтому образцы с ажурной резьбой в музейных собраниях немногочисленны. Верхняя часть устья раковин, внутренние перегородки камер декорировались резным и гравированным флоральным или кнорпель-орнаментом. Гравировка нередко выделялась чёрным пигментом. Мотивы для оформления оправ наутилусов ювелиры нередко черпали в сюжетах античной мифологии, связанных с морем.




The Royal Collection






the Royal Collection was purchased by George IV from Rundell


















































<

















































Источники - www.liveinternet.ru и seastar-ua.com

Tags: наутилусы, перепост, посуда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments