dreamsoftartaro (dreamsoftartaro) wrote in ornament_i_stil,
dreamsoftartaro
dreamsoftartaro
ornament_i_stil

Category:

Алаверды…

“В некоторых буддийских монастырях секты дзэн есть нерушимое и, пожалуй, единственное непреложное правило поведения: если один монах крикнет другому «Эй!», тот должен без размышлений отвечать «Эй!»»” Дж. Сэлинджер Выше стропила, плотники.

Этот пост и есть мой ответный “Эй!” Недавно я прочел у уважаемой uchitelj продолжение рассказа о “звериных” плутео на алтарных преградах. Здоровский пост. Но тема, ах какая тема! Казалось бы, всего лишь, резная плита, замыкающая снизу пробел между несущими колоннами алтарной преграды. Но, именно на этих плитах автор может оставить для зрителя самые сокровенные свои переживания. В своей проектной практике мне не раз приходилось рисовать плутео. Это самая моя любимая часть иконостаса после капителей. В нашей российской традиции их принято называть “полотенцами”. Напоминание об уютном обычае завешивать пространства под иконами местного ряда расшитыми рушниками. Слово “полотенце” все-таки милее моему уху, потому что слово “плутео” невольно связывается с плутнями. Хотя, и тут есть доля правды – взгляд точно плутает между сплетениями покрывающих плиту орнаментов. Блуждает вокруг крыльев и лап обитающих на них существ.
Среди множества смыслов, наполняющих образ иконостаса, устройство иерархии мира – самый явный. А теперь представьте: перед вами выстроился ряд фустов колонн, точно стволы деревьев. Между ними вьются волшебные травы, среди их стеблей снуют удивительные птицы и звери. И стоите вы на опушке мистического леса. А войти в него не можете. Только силой духа, в молитве. Но ладно, это заговор зубов. А вот как он (заговор) выглядит визуально.
Три плутео - полотенца из иконостаса Кронштадтского Морского Собора. Восстановлены, в основном, по архивным фотографиям. Только для одной из них сохранился предварительный эскиз.


Сколько же мы промучились, пытаясь разглядеть в пятнах на этих фотографиях хоть какие-нибудь подробности. Герой отечественной комедии говорил, что если долго смотреть на луну, становишься идиотом. С архивными фотографиями дело обстоит примерно так же.
Тут вам и нетленные павлины перед Божьим ликом. Красный яшмовый диск, всплывающий из причастной чаши, очень впечатляет.

И беззаботные блаженные души, чирикающие между Равеннских лоз.

Вот полотенце алтарной преграды придела Иоанна Рыльского из того же Морского Собора. Придел этот новодельный, не существовавший прежде. Поэтому со зрителями можно говорить откровенно, без обиняков. И сочетание материалов для разговора подходящее. Белый коелгинский мрамор, шабринский змеевик, яшма и красный французский мрамор.


В следующем зале экспозиции можно видеть занятные плутео из алтарной преграды уже знакомого читателям Благовещенского храма при штабе ВДВ. Так как храм полковой, заказчик в своем воинском рвении готов был изукрасить преграду геральдическими пушками, саблями и т.д. В качестве альтернативы мы предложили разместить с южного и северного краев ряда полотенец двух Меркуриев. Раннехристианского мученика Меркурия Кесарийского и нашего отечественного героя Меркурия Смоленского (правда, родом он был из Моравских князей). Такая вот символическая встреча времен легендарных с реалиями российской истории.
Меркурий Кесарийский. Мы специально старались изготовить  фигуры  коня  и  всадника в стилистике позднеримских провинциальных рельефов. Приземистые, немного детские фигуры. Неспешное движение.


А навстречу ему мчится наш удалой Меркурий Смоленский. Житие рассказывает о том, что он разгуливал после битвы, держа в руках свою отрубленную голову (была у заказчика и такая мысль). Но с лошадкой все таки получше. Правда!


Хочу напомнить, что, будучи уже в небесном чине, Меркурий Кесарийский, якобы, проткнул своим копьем Юлиана Отступника. И сделал он это в результате молитвы Василия Великого. Поэтому перейдем к следующему экспонату. Это плутео - полотенце из алтарной преграды храма Василия Великого в ближайшем Подмосковье. Преграда еще не закончена, и отчет о ней впереди. Но рыбок показать хотелось.

Остроумная mrs_mcwinkie удачно назвала их “удивленными”. Так оно и есть. И вот почему. Конечно же, все знают, что в христианстве рыба символизирует Спасителя. Гностики придавали образу рыбы дополнительный смысл. В некоторых гностических школах рыба была связана с поиском высшего знания. Перед ищущей душою бездонные глубины непознанного. Знания словно скрыты под толщей воды. Их невозможно добыть, оставаясь обычным человеком. Необходим путь духовного совершенства. Только изменившись, “став рыбой”, возможно опуститься на самое дно непознанного. Поплавала такая рыба в этих глубинах, разглядела среди свитков водорослей нечто необычное и вынырнула на поверхность. А глаза-то удивленные-удивленные. Мол, ничего себе, дорогие граждане, кто бы мог подумать! Граждане же рыбу не слышат, только видят, как она хлопает ртом. Услышать ее могут только другие рыбы – посвященные. Просто бездна смысла в обычной рыбке. А уж вкусная какая – вообще молчу. Это я к тому, что многих знающих съели, даже не потрудившись выслушать.
Tags: алтари, орнамент, рельеф, современное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments