dreamsoftartaro (dreamsoftartaro) wrote in ornament_i_stil,
dreamsoftartaro
dreamsoftartaro
ornament_i_stil

Categories:

За Москвой-рекой, в тени деревьев. Киоты в Храме иконы Божьей Матери “Знамение” в Кунцеве.

Несколько лет назад, готовясь к началу работ на этом объекте, я взялся ознакомиться с источниками. Почему-то везде пишут, что Знаменский храм построен в каком-то загадочном равеннском стиле. Пишут от Википедии до полуграмотных туристических сайтов. Ничего в этой недурно спроектированной крестово-купольной церкви от Равенны VI века нет. Ни гвардейских шеренг колоннад, рассекающих корабли базилик, ни пестрых мозаичных лент, ни октогонов баптистериев и пристанища святого Виталия. Нет даже волнующе-выпуклой кладки равеннских стен, окрашивающихся в течение дня во все оттенки охры – от розовато-желтого на рассвете до ярко-рыжего в полдень. Только панели алтарной преграды из Sant’Apollinare Nuovo на фасаде да черепичная кровля. Вот все формальные признаки родства кунцевского храма с Равенной. Скорее уж это какая-нибудь Беотия. Тут точек соприкосновения гораздо больше: и осанистая крестово-купольность, иссеченная окошками, и чересполосица кладки стен. И… Да в самом деле! Лекция я что ли читаю? Одно могу сказать точно: автор проекта, Сергей Устинович Соловьев, три года своей пенсионерской поездки провел в Италии не зря. И храм он задумал в своем собственном стиле, так, как легла ему Византийская Италия на сердце и душу. И ктиторы, знаменитая купеческая семья Солдатенковых, ни разу не ошиблись, выбирая архитектора. Храм в результате получился заметный. Даже по-модерновому щегольский. С просторным легким внутренним объемом, накрытый логичной, выразительной системой сводов.


Интерьер украсил мраморный иконостас работы фирмы Захарова. А Царские Врата были настоящим произведением декоративно-прикладного искусства.

Строительство завершили в 1913 году. Что было дальше, вы, конечно же, догадываетесь. Поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся Совдепия. Со всеми вытекающими...
Сейчас интерьер восстанавливается, и многое уже сделано. Нас призвали для решения вот какой проблемы. За двадцать пять лет, прошедших с даты возобновления храма в нем скопилось множество икон, пожертвованных прихожанами, благотворителями и т.д. Среди них есть немало ценных, в их числе икона “Иверская Божья Матерь”,  написанная на Афоне, “Явление Богородицы Сергию Радонежскому”. Все эти образы размещаются во временных киотах. Было принято решение дать иконам достойное обрамление, и начали с вышеупомянутых. Киоты расположены у северо-западного и юго-западного столпов соответственно. По замыслу весь нижний ярус столпов должен был превратиться в высокий каменный цоколь с врезанными в него по периметру прясел киотами. Пока что мы успели сделать только эти два киота, надеясь на продолжение когда-нибудь в будущем. О том, что получилось, судить зрителям-молельщикам. Хочу сказать, что если архитектор Сергей Соловьев придумал свою раннехристианскую Италию, то мне хотелось представить не свой образ равеннского экзархата, а просто вспомнить ощущение спокойной радости при виде того, как утренний свет мягко обволакивает смальту мозаик в Sant’Apollinare Nuovo, поблескивая на отдельных кусочках золотом. Как постепенно выступают из тени белые одеяния пророков и лазурит небес.




Una lingua numquam satis est! Киоты изготовлены из белого Коелгинского мрамора, базальта, Отделка - желтый Сиенский мрамор и лазурит.
Но это еще не все. Хочу показать вам эту достойную работу. Мозаик на сводах  в историческом интерьере не существовало. Их изготовили наши современники-умельцы в начале двухтысячных. Авторов, к своему стыду, я пока что не знаю. Но качества это не умаляет.






К сожалению, нынешняя новодельная алтарная преграда вызывает много вопросов. Это особенно хорошо видно на фоне довольно точной реплики прежде существовавших многодельных Царских Врат.


Поверхностно повторяя контуры исторического иконостаса, современная преграда отличается какой-то нарочито продуманной аляповатостью деталей и грубостью пропорций. “Я вас умоляю. Вы посмотрите на этот мир, а теперь посмотрите на эти брюки”. Поэтому, чтобы не расстраиваться, уходя, лучше еще раз глянуть на своды.

Фотография не моя, но вид зачетный. И для полноты впечатлений мозаика Божья Матерь “Знамение” над входом.

Кто хочет, тот умеет.
Tags: Москва, мозаика, орнамент, современное, церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments