dreamsoftartaro (dreamsoftartaro) wrote in ornament_i_stil,
dreamsoftartaro
dreamsoftartaro
ornament_i_stil

Category:

Он прекрасен без прикрас. Часть 2. Лазурит в Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках.

Я уже писал об этом храме при казармах Сапёрного батальона. (http://dreamsoftartaro.livejournal.com/6909.html)
Давно уже нет и самого Сапёрного батальона, растаявшего в баталиях Первой Мировой Войны, да и советского государства, которое от души поглумилось над самим храмом, уничтожив заодно и большое солдатское кладбище по соседству.
Сооружение не совсем обычное. Образовавшись в 1906 году, как типовая полковая церковь, оно пережило все беды российского XX века, чтобы в 2004 году начать новую жизнь, как Патриаршее Подворье при штабе Воздушно-десантных войск. На старте реставрации мы имели почти полное отсутствие сведений о первоначальном убранстве храма и одних из самых необычных заказчиков, с которыми приходилось сталкиваться доселе. Я говорю о тамошних клириках. Люди они беспокойные, просвещенные, отважные, подстать окормляемому ими ведомству. Я очень люблю заказчиков, ставящих перед собой сверхзадачу. Таковым оказался для нас настоятель протоиерей о. Михаил Васильев – выпускник филфака МГУ, прекрасный знаток истории искусств. В 1999 году он находился на броне одного из БТРов, въехавших на территорию Приштинского аэропорта. Но это лирика…
Если говорить по делу, то мы исходили из следующего: первое – мы не знаем, как выглядел исторический иконостас. Второе – все убранство было выполнено в стиле модерн. Третье – надо сделать откровенный новодел, который представлял бы современное переосмысление модерновой стилистики. Надо сказать, что русский модерновый иконостас – это такая игра в покер с джокером. Рамки этого жанра столь широки… На одном полюсе находятся васнецовские иконостасы в Абрамцево и Марфо-Мариинской обители, а на другом – алтарная преграда в Кронштадтском Морском Соборе. Как видите, область огромна. Поэтому, на первое место становится сам принцип интерпретации существующих исторических образцов, плюс необычное сочетание отделочных материалов.
И, как говорил Вовочкин дедушка: “Вот тут-то мы с есаулом на тачанке и подкатили...” Ясное же дело – десантники, дети неба. Синева для них – как красный цвет для корсаров. К тому же, посвящение храма – Богородичное. В общем, одно к одному. Отец Михаил так и сказал: “Как хотите, братцы, а лазурит на фасаде должен быть непременно”.
Смотрите, что получилось в конце концов. Предварительно хочу пояснить, что в непростых случаях мы готовим для обсуждения 3D-модель.
А так иконостас выглядел в октябре 2014 года.

Мы сосредоточили лазурит в отделке венчающих крестов и розеток.




Планировалось, также, изготовить лазуритовые куполки храмиков-киотов во втором ярусе преграды.

Обсуждение окончательного облика иконостаса заказчиком у нас кипело практически до самого конца работ. Произошли изменения и по этому пункту. В результате, второй ярус выглядит так.

От куполков пришлось отказаться, коллегиально решили, что имеется большая опасность перемаслить эту кашу. Я уже писал, что лазурит – очень серьезный аргумент, как Colt Peacemaker. Достал – стреляй. В этом случае было решено оставить его в кобуре. Зато, очень к месту оказались киотцы, обрамляющие арку царских врат. Каждый из них по размеру не многим больше мой ладони, но акценты получились изрядные.

Лазуритовая отделка была применена и при возобновлении пространства алтаря. К сожалению, у меня нет качественных фотографий результата, но некоторое представление о нем могут дать мутноватые фотографии декоративных панелей. Они сделаны в момент извлечения их из ящиков.


Я надеюсь вернуться еще не раз к этому объекту, поскольку о многом рассказать не успел… Теперь отдельный эпизод, патетический. Иногда я вижу внутри храма молчаливых дядек с сосредоточенными лицами в камуфляже. Снаряжение они оставляют на улице у привратника под солдатским присмотром. Сами же зажигают свечи, подолгу стоят, молятся или, наверное, просто думают себе на дорожку. Куда в этот раз посылает их непутевая держава, и чем это закончится – Бог знает. На то они и государевы люди, чтоб быть наготове. Потом они о чем-то тихо говорят промеж себя и выходят на улицу вереницей. Слышен смех, звяканье металла, а потом хлопают дверцы штабного автобуса, и все стихает… Не знаю, что скажут по прошествии лет об этой нашей работе, но сейчас я рад, что им есть, где помолчать.
Tags: Византия, Кронштадт, архитектура, орнамент, рельеф, современное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment