?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Вот видишь, как далеко зашла ты, Дашенька, в поисках своего «я». Венедикт Ерофеев.

Сейчас вечер Страстной Пятницы. Совсем недолго, и «да бежат от лица Его ненавидящии Его». Самое время попрощаться с «ненавидящими». Ну, чтоб без иллюзий. Предлагаю Вашему вниманию порцию живописных композиций из знаменитой ратуши Аугсбурга – столицы маньеризма всей Южной Германии и Придунавья.

Создатели ратуши – местный уроженец Элиас Холл и мюнхенский художник Иоганн Маттиас Кагер, узрев потолки в залах Венецианского Дворца Дожей, поклялись сделать нечто подобное в родном городе. Клятва эта выполнялась ими с 1615 по 1621 годы. Получилось достойно, хотя и не по-венециански. В 1944 году рейды союзной авиации поставили слова Холла под сомнение. Но сейчас залы ратуши снова блещут всем своим великолепием. Сюжеты, о которых пойдет речь, развертываются по периметру 1-го яруса стен Золотого Зала. Рассказ ведется в технике «гризайль». 1-й ярус, кстати, менее всего пострадал при впечатляющем пожаре в ночь с 25 на 26 февраля 1944 года. Так что, реставраторы «отсебятины» не лепили. Ну, может быть, совсем чуть-чуть.
         «Гротески» исполнены в стиле «маньеризма» и наглядно показывают, как люди искали добра от добра. Полтора века они упивались ощущениями ценности отдельно взятой личности, находя подтверждение этому в образцах античности. Но аппетит приходит во время еды. Занятно ведь взглянуть, сколь далеко простираются границы этой самой личности. «А что если…? А что будет потом, а если очень хочется, то почему бы и нет. Да и вообще, нас столько лет, похоже, дурили. Добрые люди вон чего пишут…». Кстати, о «пишут» - в распоряжении исследователей Духа оказались пуды гримуаров - колдовских и магических сборников. Труды по алхимии и эротические трактаты (поклон Аретино и Брантому). Я говорю все это к тому, что деваться Аугсбургским мастерам было некуда. Уж коль взялись – давайте… Ну, взглянем.
Вот погубительница души Мелюзина – Психея. Она, судя по всему, эти уродливые души в виде грудастых собак и ловит. Обратите внимание, как злодейка ловко приманивает их на лоскут собственной шкуры. Лебеди, шарящие в пастях маскаронов, символизируют лицемерие и коварство. По выражению одного из бестиариев – «белые перья, черное мясо». И все это – под звон бубенчиков.

Вот живопись в простенках окон. Здесь что ни карта, то – в масть. Глумливые обезьяны – сатанинские пародии на человека, «жадюга» баклан, совокупляющаяся парочка наверху – одна компания.



Следующая картинка особенно интересна. Из языка лягушки, стоящей на спинах двух демонов, растет необыкновенное дерево с ветками-чудищами и плодами-сиренами. Если вспомнить, что отцы церкви уподобляли еретические писания лягушачьему кваканью, то все становится ясно. Что поделаешь. Всяческая вольность ума неизбежно ведет к ереси. А ум без вольностей – болото.

Здесь кошка с добычей в зубах (душой?) сидит под сенью крыл страждущих демонов и наблюдает за сценой родов. Кто эта женщина? Вавилонская блудница или просто ведьма, спутавшаяся с козлорогим. Кого она родила? Колеблемое пламя свечей предлагает додумать нам это.

Поросенок и перепелка на левой филенке означают колдовской обряд.
Вот сомневающийся дух в окружении птиц и сатиров. Цапля над его головой – аллегория верующего, взыскующего истины, т.к. птица очень любопытна и, согласно бестиарию, умеет летать высоко над грозовыми облаками. Слева и справа от главного персонажа  - черепаха и крокодил. У черепахи оторвана правая задняя лапа. Сама по себе черепаха символизирует Хаос. А без лапы что? Бессильный Хаос? Крокодил же часто был аллегорией лицемера, скупца и сладострастника. В картуше над ним – год окончания росписей.

Прямо история болезни в психиатрической клинике.
Здесь примеры заполнения филенок и фризов. Собачки хороши, нет слов.


Ну, и на закуску. Сама царица ночи – Сова осеняет своими крыльями фантастическую парочку, делящую корзинку с земными благами (есть даже колода карт). Не знаю, что означают зайцеголовые псы, но вряд ли что-нибудь пристойное. Обратите внимание, в основании композиции, опять-таки, сцена ловли души. Амур, Психея, все дела…

Эта возня на 1-м ярусе оставалась бы занятной шарадой, пустой игрой ума, если бы не контраст с удивительным потолком.

Мастера постарались на совесть. Царство справедливости и закона величаво парит над земным Хаосом. И все бы ничего, но конец строительства ратуши практически совпал с началом Тридцатилетней войны. Войны, которая вымела Германию, Богемию, Моравию. Достойный прообраз всех современных войн. С организованным пропагандистским сопровождением, тотальным террором в отношении оппонентов, невиданными доселе разрушениями городов и деревень. Не буди лиха, покуда оно тихо. И спящих собак – тоже. Даже если они – зайцеголовые.

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
uglich_pf
May. 29th, 2016 09:06 pm (UTC)
"Поросёнок и перепёлка на левой филёнке означают колдовской обряд."
А какой?
Нет ли подробностей?
Очень интересно такие подробности про наших перепёлок узнать:)
dreamsoftartaro
May. 29th, 2016 11:26 pm (UTC)
для uglich_pf
Тут вот какие дела. Как и большинство звериных символов средневековья, перепелка имела две ипостаси:светлую и темную. Ну и употреблялись они в зависимости от этнокультурных обстоятельств.У нас на Руси перепелка была символом весны,Солнца, женским оберегом. А теперь представьте традиционные хтонические германские верования.Да еще ментальная связь их с античныной мифологией.Перепелка была символом Астерии - матери Гекаты.Богини преисподней. Может поэтому,довольно часто,средневековые сборники толковали перепелку,как олицетворение ночи и похоти.Ну и обряд соответственный - символическое ведьмовское совокупление с врагом рода человеческого. А поросенок употреблялся, как жертва, наряду с козлом.Свинья, одним словом. Презренное животное. Эти заезды в мозгах особенно обострились накануне Реформации, когда крыши массово поехали на почве колдовства.
Ну, в общих чертах, так. И зто еще, если не говорить о перепелке как еретическом символе. Это отдельная тема.
uglich_pf
May. 30th, 2016 06:26 am (UTC)
Re: для uglich_pf
Очень интересно!
Ну, мы надеемся, что наши перепёлочки - исключительно со светлой сторон:)
А про еретический символ - можно и подробнее.
Тоже интересно!
dreamsoftartaro
May. 30th, 2016 07:40 am (UTC)
Re: для uglich_pf
Да вы сами почитайте про дуалистические ереси: свет - тьма. Альбигойство , тамплиерские обряды, манихейство, бла - бла. Ну и , вообще вся линия Иоанновской церкви. Там есть , где развернуться пытливому воображению. Много, конечно, мусорной информации, но есть и вполне серьезные труды.
uglich_pf
May. 30th, 2016 11:02 am (UTC)
Re: для uglich_pf
ОК, полюбопытствуем!
Но нам больше нравится, когда перепёлка Мадонну сопровождает:)
dreamsoftartaro
May. 30th, 2016 11:33 am (UTC)
Re: для uglich_pf
Кто бы сомневался.
uglich_pf
May. 30th, 2016 02:29 pm (UTC)
Re: для uglich_pf
:)))))
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

гранат коричневый
ornament_i_stil
Орнамент и стиль в ДПИ

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com