Валентина (uchitelj) wrote in ornament_i_stil,
Валентина
uchitelj
ornament_i_stil

Categories:

Обереги и заклинательная магия в славянских украшениях (по Б.А.Рыбакову)

Оригинал взят у world_jewellery в Обереги и заклинательная магия в славянских украшениях (по Б.А.Рыбакову)
Перечитывала Б.А.Рыбакова "Декоративно-прикладное искусство Руси X-XIII веков" и захотелось поделиться несколькими темами. Интересно что в X- XIII веках при раскопках славянских кладбищ не находят христианской символики. Хотя мертвых постепенно перестают подвергать сожжению и начинают предавать земле в соответствии с церковной традицией. Украшения с христианской символикой в этот период находят в городских боярско-княжеских кладах. В целом же для женских украшений, особенно деревенских, все еще характерна языческая символика, которую во многих случаях археологам удалось расшифровать.

В состав женских славянских украшений (особенно свадебных) входят амулеты, которые открывают нам мир языческих образов, сязанных с заклинательной магией. Среди них миниатюрные бронзовые топорики, на которые нанесен кружковый орнамент, символизирующий солнце. Если топорик - символ бога Неба,  то с культом воды связаны небольшие чашечки без дна.  При заговорах чашечку ставили на землю и наливали воду - поили землю. Для отпугивания зла служили амулеты в виде зубов и когтей хищников, как настоящих, так и сделанных из серебра или бронзы. Оберегом служили миниатюрные модели гребней с двумя звериными головами. Считается, что таким образом боролись с паразитами, поселяющимися в волосах. Хотя, с другой стороны, волосам и волшебным гребням приписывалась магическая сила.



Подвески-амулеты из кургана у села Бочарово, Юхновского уезда, Смоленской губернии. Медь. Литье. XI-XII вв. ГИМ (Государственный Исторический музей)

Особенно много архаизмов сохранилось в прикладном искусстве глухих лесных зон, вдали от городов. В курганах радимичей, например, находят костяные подвески в виде уточек с конской головой и гривой. Этот символ сохраняется вплоть до XIX века, объясняют его культом солнца. Днем солнце по небу везут кони, а ночью по подземному океану - плавающие пицы.

В украшениях кривичей и их ближайших соседей много стилизованных звериных фигурок с солнечными знаками, как и на топориках небесного бога-громовика. Их называют то коньками, то собачками, до конца этот символ не расшифрован. У них никогда нет гривы, а иногда они изображаются с двумя острыми хвостиками, как у рыси, а передние лапы согнуты как у хищников. Если учесть наличие челюстей хищников в составе оберегов, можно предположить, что фигурки изображают этого самого лесного "лютого" зверя - рысь.



Цепь с подвесками-амулетами из кургана у деревни Александровка, Подольского уезда, Московской губернии. Медь. Литье. XI-XII вв. ГИМ




Подвески в виде гребней из кургана у села Влазовичи, Суражского уезда, Черниговской губернии. Медь. Литье. XI-XII вв. ГИМ




Подвеска из кургана у села Бочарово, Юхновского уезда, Смоленской губернии. Медь. Литье. XI-XII вв. ГИМ


Подвеска из кургана у деревни Эсмоны, Борисовского уезда, Минской губернии. Медь. Ли- тье. XI-XII вв. ГИМ

В некоторых курганах встречаются целые наборы амулетов, соединенных цепочкой для прикрепления. Такие наборы представляют собой как бы целые заклинательные фразы (очевидно, из свадебного обряда), овеществленные в бронзе. Так, например, в одном таком наборе встречены ложки, ключ, челюсть хищника и голубь. Расшифровать этот подбор символов можно примерно так: "Девушка, подобная птице (птица – символ cемейственности, жизни), пусть всегда ты будешь сыта (ложки), пусть никто не расхитит твое хозяйство (ключ), пусть зло минует тебя!"




Подвески-амулеты из радимичского кургана у села Коханы, Ельнинского уезда, Смоленской губернии. Медь. Литье. XI-XII вв. ГИМ



Увеличенные подвески-амулеты




Цепь с подвесками-амулетами из кургана у села Елисеевичи, Духовщинского уезда, Смоленской губернии. Медь. XI-XII вв. ГИМ




Архаичная символика уходит корнями в искусство первых земледельцев Европы IV – III тысячелетий до н.э. Как, например, символы засеянного поля, изображавшегося в виде квадрата или ромба, разделенного на четыре части с обязательной точкой (семенем) в центре каждой ячейки.

Магическое заклинательное начало было еще очень сильно в символике Киевской Руси, в своем развитии украшения еще долго опираются на старые формы, постепенно утрачивая первоначальный смысл. Когда в ожерелье невесты появлялось несколько солнц или несколько лун, то это означало, что старый символ употреблялся уже наполовину механически. В традиционном крестьянском искусстве многие архаичные символы удержались почти до наших дней, хотя декоративность победила древнюю заклинательную символику.



Подвеска в виде рога из кургана у деревни Ворогово, Юрьевского уезда, Владимирской губернии. Медь. Литье. XI-XII вв. ГИМ

Украшения русских городов существенно отличается от деревенских. Это касается и развития ремесла и работа ремесленников для боярско-княжеских кругов. Между изделиями существуют различия в ценности материала, в тонкости отделки, в некоторых технических приемах, но стилистически и сюжетно городские украшения близки боярско-княжеским, что вполне естественно при единстве творческой среды.

По материалам книги Б.А.Рыбакова "Декоративно-прикладное искусство Руси X-XIII веков", Л., 1971, более подробно книжку в pdf можно почитать здесь

Еще о русских украшениях X-XIII вв в этом блоге читайте здесь

Tags: древнее, перепост, символы, славяне, ювелирное искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments