Валентина (uchitelj) wrote in ornament_i_stil,
Валентина
uchitelj
ornament_i_stil

Category:

Бергамо - часть 6. Санта-Мария-Маджоре. Гробницы и интарсии

Оригинал взят у sibeaster в Бергамо - часть 6. Санта-Мария-Маджоре. Гробницы и интарсии
Роскошные львиные портики и не менее роскошная капелла Коллеони намекают путешественнику, что его внутри церкви Санта-Мария-Маджоре ожидают не менее интересные вещи. Увы, интерьер базилики столь основательно переделали в XVI веке, что искать там готику с романикой кажется задачей бессмысленной. Ипполитова с его любовью к маньеризму интерьер Санта-Мария-Маджоре вдохновил, меня, признаться, - не очень. Но не спешите бежать отсюда: есть здесь кое-что интересное.

Во-первых, здесь похоронен местный уроженец Гаэтано Доницетти. Его надгробие работы Винченцо Вела (Vela) - это, конечно, классицизм, и в древней базилике выглядит чуждым, но композитор был хороший, так что уроним слезу:
050-надгробие Доницетти.jpg

Над следующим надгробием вряд ли кто-то проливает слезы: кардинал Гульельмо Лонги Алессандрини умер в начале XIV века и ничем не известен. Зато его готическое надгробие (1319-1320) изваял Уго да Кампьоне и сделал это качественно (простите за качество; эта часть базилики плохо освещена):
043-гробница Гульельмо Алессандрини (Уго Кампьоне).jpg


044-гробница Гульельмо Алессандрини (Уго Кампьоне).jpg

045-гробница Гульельмо Алессандрини (Уго Кампьоне).jpg

046-гробница Гульельмо Алессандрини (Уго Кампьоне).jpg

047-гробница Гульельмо Алессандрини (Уго Кампьоне).jpg

048-гробница Гульельмо Алессандрини (Уго Кампьоне).jpg

049-гробница Гульельмо Алессандрини (Уго Кампьоне).jpg

Самая известная часть Санта-Мария-Маджоре - это алтарная преграда, а точнее украшающие ее интарсии -  наборная "мозаика" из различных пород дерева. Интарсии эти выполнены на основе набросков Лоренцо Лотто (как вы помните, Муратов с Ипполитовым сходят с ума от творчества этого художника) мастерами Джован Франческо Капоферри и Джованни Белли. Первого из краснодеревщиков Ипполитов презрительно обозвал ремесленником, второго вообще не упомянул по имени, а всю славу творений приписал художнику. Бесспорно замысел достион восхищения, но работу мастеров по дереву тоже не следует умалять.

Слово Ипполитову: "Помешательство на этих крышках – а это именно помешательство, так как тот поток литературы, посвященный их толкованиям, иначе как помешательством, и не назовешь, – спровоцировано тем, что на них изображены различные аллегорические ребусы...{C}{C}{C}Мысль, не блещущая новизной и оригинальностью, но все так загадочно и тайно, и все любители эзотерики, черной и белой магии, слетаются на мед этих интарсий как мухи, и жужжат, и возятся, и липнут, и вырастает этакое большое и интересное определение, «масонские интарсии Бергамо», – масонство же сейчас главное лакомство масс – хотя к масонству вряд ли они имеют отношение, свидетельствуя лишь о прихотливости вкуса покровительствующих Лотто бергамаских аристократов. Тема масонства теперь – гарантия финансового успеха, читай Дэна Брауна, – но плохо ли, лоттовская фантазия дала возможность подкормиться многим честным искусствоведам, защитившим по этим интарсиям десятки диссертаций, читать которые, честно признаться, довольно скучно"

Видимые зрителю четыре интарсии (на самом деле их там очень много: все спинки хоров, находящихся в пресвитерии, украшены интерсиями, но в пресвитерий посторонних не пускают) действительно не тривиальны по сюжету. Но! Ваш покорный слуга обнаружил на противоположном конце церкви стенд, объясняющий загадку интарсий. Дело в том, что интарсии имеют две стороны: та сторона, что обращена к мирянам (зрителям), без теоретической подготовки действительно загадочна, а та, которую видят клирики из пресвитерия, выполнена на библейский сюжет, и "внутренняя" библейская дает ключ к разгадке "внешней". Все нижеследующие фотографии взяты из Вики (кроме одной, этой интарсии в Вики почему-то не оказалось). Я сначала, для интриги, дам три "внешних":

052-интарсия, парная переходу через Красное море (Лотто).jpg

054-Restauratia humana (Лотто).jpg

056-Vidvitatis Gloria (Лотто).jpg

Ну а теперь разгадки, следующие из "внутренних" интарсий.

Начнем с первой. Некто верхом на осле (у осла под ногами то ли волны, то ли языки пламени) направляется от безглазой маски, увенчанной шлемом, к некоей глазастой маске, увенчанной кардинальской шляпой. А еще сверху ползет змея - символ мудрости, да и в руках у мужика циркуль с астролябией (это же она?) Ну неужели непонятно: это же аллегория перехода израильтянами через Красное море:
051-переход через Красное море (Лотто).jpg


Вторая загадка попроще: некий ящик посреди бушующего моря, а еще и подсказка есть - латинская надпись "Restautatio humana". Проще некуда: перед нами Всемирный потоп.
053-Всемирный потоп (Лотто).jpg


Думаю, что третья интарсия с мечем и отрубленной головой, да еще и латинской подсказкой Vidvitatis gloria, ни у кого не вызвала затруднений: Иудифь убивает Олоферна
055-Иудифь (Лотто).jpg

Четвертая "внешняя" интарсия почему-то в Вики не сфотографирована, ну а ее фотограф, прямо скажем, плохой:
057-Maximi Certaminis Victoria (Лотто).jpg

Подсказки в виде "внутренней" интарсии у меня нет. Поэтому просто скажу правильный ответ: это маленький Давид убил великана Голиафа.

Вот такие загадочные интарсии поджидают вас в бергамской базилике Санта-Мария-Маджоре. Ну а мы пойдем с вами дальше, не одной же церковью богат Бергамо.
Tags: Бергамо, Италия, интарсия, перепост, скульптура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments