Купил на барахолке серию глиняных игрушек. Продавец сказал, что они из Испании, на одной был испанский ценник - 6 песет.
Если быть более точным - они, по всей видимости, с острова Майорка. Я немного знаком с подобными игрушками по коллекции художника и искусствоведа М. Обоевой.
Ко всем игрушкам приделаны свистки, однозвучные, вроде свистков среднеазиатских игрушек. Свистки находятся на платьях женских фигур сзади, или сбоку на подставках фигур с ножками.
Поскольку изделия побелены полностью, материал виден только на сколе: на спинке филина отбит свисток и есть скол. Глина светло-жгущаяся и цвет черепка очень ровный, как бывает при обжиге в электрической муфельной печи.
Женские фигуры по способу условной лепки лица, головного убора, по пустотелой конической юбке, налепам-горошинам очень похожи на наши известные хлудневские игрушки. Но фигуры животных (лошади, осла) на подставках почти не имеют аналогов среди русских игрушек. Среди последних подставка делается редко, для композиций из двух или нескольких фигур.
Ножки-палочки у фигур животных прилеплены к туловищу сбоку, швы в местах прикрепления не замазаны. Так любят лепить дети; своим ученикам в кружке лепки я не рекомендую так делать. Прилепленные со швом части после просушки или обжига обычно отваливаются. Возможно, на Майорке глина более хорошего качества, чем те сорта, с которыми мы имеем дело.
У большой женской фигуры в этой серии юбка-конус слеплена не очень умело, как бы по-детски. Она неровная, овальная в сечении (а не круглая), слишком маленькая, её часть имитирована длинным туловищем. Из-за всего этого фигура неустойчива. У небольших женских фигур юбки-конусы сделаны ровно и профессионально. Не исключено, что к лепке игрушек привлекали детей.
Раскраска игрушек вызывает некоторые ассоциации с изделиями Хлуднева и Средней Азии. Фон белый, он оживлён красными и зелёными точками, чёрточками и каплями - отпечатками тонкой кисти. Это - промысловый способ раскрасить множество работ за короткое время и с малым расходом красок.
Обращают на себя внимание необычные сюжеты - осёл, бес с рогами - по которым сразу понятно, что игрушки иностранные.
И всё-таки больше параллелей с нашими изделиями. Вероятно, они диктуются сходством сельского образа жизни и материалом.



Если быть более точным - они, по всей видимости, с острова Майорка. Я немного знаком с подобными игрушками по коллекции художника и искусствоведа М. Обоевой.
Ко всем игрушкам приделаны свистки, однозвучные, вроде свистков среднеазиатских игрушек. Свистки находятся на платьях женских фигур сзади, или сбоку на подставках фигур с ножками.
Поскольку изделия побелены полностью, материал виден только на сколе: на спинке филина отбит свисток и есть скол. Глина светло-жгущаяся и цвет черепка очень ровный, как бывает при обжиге в электрической муфельной печи.
Женские фигуры по способу условной лепки лица, головного убора, по пустотелой конической юбке, налепам-горошинам очень похожи на наши известные хлудневские игрушки. Но фигуры животных (лошади, осла) на подставках почти не имеют аналогов среди русских игрушек. Среди последних подставка делается редко, для композиций из двух или нескольких фигур.
Ножки-палочки у фигур животных прилеплены к туловищу сбоку, швы в местах прикрепления не замазаны. Так любят лепить дети; своим ученикам в кружке лепки я не рекомендую так делать. Прилепленные со швом части после просушки или обжига обычно отваливаются. Возможно, на Майорке глина более хорошего качества, чем те сорта, с которыми мы имеем дело.
У большой женской фигуры в этой серии юбка-конус слеплена не очень умело, как бы по-детски. Она неровная, овальная в сечении (а не круглая), слишком маленькая, её часть имитирована длинным туловищем. Из-за всего этого фигура неустойчива. У небольших женских фигур юбки-конусы сделаны ровно и профессионально. Не исключено, что к лепке игрушек привлекали детей.
Раскраска игрушек вызывает некоторые ассоциации с изделиями Хлуднева и Средней Азии. Фон белый, он оживлён красными и зелёными точками, чёрточками и каплями - отпечатками тонкой кисти. Это - промысловый способ раскрасить множество работ за короткое время и с малым расходом красок.
Обращают на себя внимание необычные сюжеты - осёл, бес с рогами - по которым сразу понятно, что игрушки иностранные.
И всё-таки больше параллелей с нашими изделиями. Вероятно, они диктуются сходством сельского образа жизни и материалом.


