marina_klimkova (marina_klimkova) wrote in ornament_i_stil,
marina_klimkova
marina_klimkova
ornament_i_stil

Categories:

Обрядовая роль полотенца в русской народной культуре

marina_klimkova: Обрядовая роль полотенца в русской народной культуре
Недавно мне задали вопрос о тамбовской вышивке, что заставило заглянуть в книгу, которую давно не открывала. Заглянула в нее и залюбовалась узорами на полотенцах, игравших в народной жизни особую роль.

Из издания «Изобразительные мотивы в русской народной вышивке» (М., 1990):

«В начале XIX века создатели вышивок еще помнили смысловое значение украс, жив был и обряд чтения узоров. Девушки собирались на него в своих лучших нарядах, парни выбирали в провожатые старых женщин, и те, показывая им вышитые девушками передники и подолы рубах, поясняли смысл узоров. Но во второй половине прошлого – начала нашего столетия содержание народного узорочья стало забываться...

Тамбовская вышивка
Здесь и далее - вышивка на концах тамбовских полотенец

Особенно нарядными были женские праздничные одежды, отличавшиеся обилием украс и совершенствованием их исполнения. А в год замужества и до рождения первенца узорочье на одеждах должно было быть самым щедрым: расшитые рубаха и передник, сияющий золотом, серебром, жемчугом, цветынми каменьями и стеклами кокошник, золотошвейные и низанные из бисера шейные украшения носила тогда молодая женщина. Вышитыми были и верхняя одежда, пояс, рукавицы, обувь.


Тамбовская вышивка

Вышитыми тканями убирали крестьянский дом: на стол постилали скатерти-столешницы, кровать застилали простыней с нарядным краем или подвешивали широкий подзор. А брачную постель в свадебном обряде покрывали узорной алой или красной наволокой. В праздники и дни семейных торжеств самые красивые полотенца-платы, «убрусы», «накрючники» и «наспишники», названные так по деревянным крючьям-спицам, развешивали вдоль стен, вешали на окна, на божницу.

Тамбовская вышивка

Не менее сорока полотенец необходимо было припасти к свадьбе. Самое большое и нарядное, «рукобитное» – жениху в знак согласия невесты и ее родителей на брак. А когда в день свадьбы он приезжал за невестой, изукрашенное полотенчико-ширинку клали жениху в шапку. Полотенцами одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовал в поезде, также были ими «намечены»: жених и невеста держали полотенца в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди, поезжане – на свои головные уборы. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцами...

Тамбовская вышивка

Свою особую роль играло оно в родильных и крестильных обрядах. А когда умирал человек, полотенце повязывали ему на шею и вкладывали в правую руку, покрывали полотенцем гроб и на полотенцах опускали его в могилу. В течение сорока дней после смерти полотенце выкладывали на подоконник, веря, что в нем «отдыхает душа умершего. А в дни поминовений вывешивали полотенце за окно, чтобы «пришедшие» умершие родители по нему вошли в дом. Полотенца дарили в церковь, вешали в часовни, украшали ими праздничные березки, обетные, придорожные и надмогильные кресты.

Тамбовская вышивка

И эта обрядовая роль в первую очередь полотенец, а затем – крестьянской одежды и убранства кровати заставляет нас с большим вниманием отнестись к их узорам, придающим этим вещам более глубокий смысл».

Тамбовская вышивка
Tags: вышивка, народное, орнамент, трехчастная композиция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments