Валентина (uchitelj) wrote in ornament_i_stil,
Валентина
uchitelj
ornament_i_stil

Categories:

Ориентализм. История восточных влияний на западную моду

Оригинал взят у vita_colorata в Ориентализм. История восточных влияний на западную моду.
Вопреки стихотворению Редьярда Киплинга "Запад есть Запад, Восток есть Восток и вместе им никогда не сойтись",  Восток и Запад успешно сошлись в моде и продолжают влиять друг на друга. С одной стороны Азия европеизировалась и стала носить чуждую ей одежду, даже непонятно, как в индийскую жару можно носить джинсы, но ведь носят ! С другой - мотивы, декор, конструкции и сами принципы восточной одежды проникали в моду в течение последних столетий и сильно изменили европейское представление об одежде.
Ориентализм в последние годы постоянно возвращается, во многом это связано с большим количеством дизайнеров с Востока, которое появилось в моде. Франция пережила в 90е активное вторжение японских дизайнеров, теперь весь мир переживает вторжение китайцев, корейцев, индусов, турков, представителей Малой Азии. Все они привносят своё видение, связанное с собственным национальным менталитетом и знанием особенностей своей национальной одежды.
В этом сезоне в моде японизм а в следующем заметно влияние  стиля шинуазри, китайского, самое время разобраться с влияниями Востока.
Ориентализм принято делить на отдельные течения, самыми крупными являются стили, которые были названы французами:  Chinuazri, Japonizme, Turquoise, Indienne,  по странам откуда они пришли. Тогда интерес к моде Востока был интересом к экзотике. Начиная с Марко Поло, путешественники привозили рассказы и вещи из далеких стран. Европе полюбились фарфор, вышитые богато шелка, а затем и сама одежда стала влиять на европейскую моду.

                                       12256-large.jpg

Восточная мода развивалась своими путями, иными от европейской. Если в европейской шло развитие конструирования одежды методом раскроя и дальнейшего пошива, причем в 18, 19 веках очень сложного, часто далекого от антропометрии самого человека. Одежда то приближалась к размерам человеческого тела то отдалялась за счет всяких конструкций в виде тюрнюров и панье. Меняла тело с помощью корсета и накладных элементов на плечи, бедра, иногда даже икры, как во времена французской революции, когда модники увеличивали себе икры специальными накладками. В европейской моде человек постепенно стал рабом своей одежды, если он был человеком света, вынужденным придерживаться модных тенденций.
Крой 19 века  для нас сейчас кажется немыслимо сложным.

выкр.jpg

Даже непонятно, как в этом разбирались портные.

выкро.jpg

Восточная мода более расслаблена, в ней есть месть удобству, неге, свободе. Восточная одежда: кимоно, сари, саронг, халат - это одежда в основе своей очень простого кроя или получающаяся методом драпировки одного куска ткани.  В ней есть то, что уже в 20 веке так приглянется дизайнерам - универсальность и отсутствие деления по гендерному признаку.  Кимоно не шьется по конкретному размеру, зато потом подгоняется при одевании, запахивается на нужный размер, закладывается горизонтальная складка по росту, подвязывается. Сверху накладывается широкий пояс оби.

kimonopage6sg1.jpg

При простоте пошива кимоно поражает красотой ткани и вышивки. Швы не мешают мастерству художника, он свободно располагает на ткани большие мотивы рисунка.

3ee07a852d2e7497165624fc93babce7.jpg

3d4b7e870c4b2a3bde7c1e1815ce721a.jpg

Мы не являемся знатоками тонкостей восточной одежды, кроме тех, кто всерьёз увлекается к примеру Японией и тонкостями кроя кимоно

Kimono_parts_lang_rus.PNG
Однако давно и привычно используем некоторые приемы восточной одежды, даже на задумываясь откуда и когда они пришли.
Это одежда с запахом, треугольные вырезы, стойки, окантовки по краю, крой рукава "кимоно", асимметрия, рукав без головки.

60ec9cd0e72f32711771029aa87e9e0a.jpg

Восток проникал постепенно, его заметное влияние началось с 18 века. Импорт чудесных предметов китайского производства породил моду на всё китайское - шунуазри.  Китайские пейзажи и обычаи казались очаровательными и милыми. Стены покоев обивались китайскими шелками с вышитыми китайцами, китайскими деревеньками, экзотическими пейзажами и цветами.
Китайская ткань 17 век

1 coverlet, chinese, 17th century.jpg

Жан-Антуан Ватто и Франсуа Буше писали картины на китайские темы.
Франсуа Буше. Аудиенция китайского императора.

the-audience-of-the-chinese-emperor-by-francois-boucher-1742.jpg

Предметы восточной одежды и аксессуары, такие как веера, постепенно становились обиходными.
Вначале, не всерьёз, во время карнавалов.
Charles -Nicholas Cochin, Королевский бал 1745 года. На него многие предпочли одеться в турецком и китайском стиле. Сам король Людовик 14 й с приближенными появились в преувеличенно гигантских турецких чалмах.

Charles-Nicholas Cochin 1745.jpg
В это время стали популярны китайские ткани с асимметричными рисунками и необычными цветовыми решениями.
Стали использоваться нанка ( желтая хлопчатобумажная материя из Нанкина,Китай ). вышивка Ungen, шелк bizarre, пекинская полоска. Европейцев удивляло  то, что не укладывалось в стандарты, привычные для Запада: особая чувственная эстетика Востока, яркая декоративность, причудливые узоры, непривычные цвета.



Юбка из зеленой китайской тафты, расшитая цветами в китайском стиле, птицами и насекомыми, Англия, 1720. Музей Киото.



Слева: белый шелковый дамаск из Спайдафилза с цветочным узором, пелерина из материи "оттоман", расшитой цветами и китайскими домиками. Англия, ок. 1770. Музей Киото.



В 17 и 18 столетиях голландская Ост-Индская компания импортировала японские кимоно, которые европейцы- мужчины носили в качестве домашней одежды. Поскольку поставки подлинных кимоно были ограниченны, в Европе стали шить наряды в восточном стиле из ткани Indienne. В Марселе в 1640 году стали делаться местные ткани по мотивам индийских. Франция пыталась ограничить ввоз этих тканей, чтобы защитить собственного производителя, был принят указ 1686 года о запрете поставок, отмененный в 1759 году. После чего они стали производиться в Версале на мануфактуре Жуи.
Кроме этого поставлялся дамаск и шинтц, пекинский шелковый фай.
Мужской домашний халат (баньян) из красного китайского дамаска с узором из растений и завитков, шапочка с ориентальной вышивкой. Платье из белого китайского шелка с полихромной росписью. Англия, около 1785 года. Музей Киото.

DSCN9788.JPG

DSCN9773.JPG

Портрет молодого человека, 1685. Луи Фердинанд Елле. Музей Виктории и Альберта

2006AA6401.jpg

Баньяны 18 века.









Портрет Ван Лоо



Японские кимоно называли в Голландии japonsche roben robes( японское домашнее платье),  de chambre d,indienne (домашние наряды из индийского вощеного ситца)  во Франции и "баньян" (индийский купец) в Англии.
Костюмы из индийского принтованного хлопка из музея в Утрехте, 18 век









Жилет 1770-1790.

35142_S2.jpg

Во Франции ткани с ручной росписью называли indienne (буквально из Индии) или  (ткань, расписанная вручную), в Англии -chintz ( слово, полученное от "chint " - "ярко расписанный хлопок" на хинди ).
Платье из белого вощеного ситца с индийской росписью. Англия, 1780 е годы.

DSCN9789.JPG

Кроме Лондона и Жуи близ Версаля центром производства хлопчатобумажных тканей в 18 веке стал город Мюлуз во Франции. Здесь выпускали свои вариации на тему индийского ситца на темном фоне, отчего он назывался ramoneur (трубочист)
Плащ с капюшоном, Франция, 1790-95. Музей Киото.

25_xl_AC04236.jpg

Расписанные китайские шелка, так  же как хлопок, изначально привозились из Китая, позднее стали производиться в Европе.
Мадам Помпадур за вышиванием в платье из расписного китайского шелка. Франсуа Юбер Друэ, 1763-64. Национальная галерея, Лондон.

DROUAIS_Francois_Hubert_Madame_de_Pompadour_artist_painting_reproduction_handmade_oil_canvas_or_print_art_deco.jpg

Платье 1760 года из китайского шелка.

3f4e0658d12bfdf8baf0e2470d00b43a.jpg

Восточный халат проник в моду и благодаря своему удобству стал любимой домашней одеждой.

1885e2809389-front.jpg

В 19 век халат в восточном стиле вошел как привычный предмет одежды.

Продолжение следует...

Tags: XIII в., XIXв., XVIIIв., костюм, текстиль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments