Валентина (uchitelj) wrote in ornament_i_stil,
Валентина
uchitelj
ornament_i_stil

Categories:

К бестиарию белокаменной архитектуры - II

Оригинал взят у znichk_a в К бестиарию белокаменной архитектуры - II

Этот пост формально - продолжение предыдущего, а по идее - развитие Византийской сказки белокаменной архитектуры

1067597_ (700x419, 132Kb)

В качестве разминки можете поискать на этой картинке один сюжет, который встречается три раза)

1067597_ (700x670, 385Kb)

Красивые чаши, а какие сюжеты на них...Нет, на следующей фотографии - не Давид, а Дигенис Акрит.

1067597_Belokamennaya_rezba_Vizantiya_3 (615x619, 550Kb)

А вот еще... воин и грифончик.

1067597_Belokamennaya_rezba_Vizantiya_5 (328x651, 170Kb)

А вот другая чаша- посмотрите - прямо аркатура - "универсальный романский декор".

1067597_Belokamennaya_rezba_Vizantiya_7 (604x612, 481Kb)

Ассоциативно всплывает -

1067597_Belokamennaya_rezba_Vizantiya_27 (700x411, 151Kb)

А на донышке - вот такие звери.

1067597_Belokamennaya_rezba_Vizantiya_8 (607x609, 553Kb)

таких зверей всяких и у нас как раз есть...

1067597__1_ (512x511, 275Kb)

и воины - скачут и скачут)

1067597_Belokamennaya_rezba_Vizantiya_22 (700x538, 147Kb)

и такие сюжеты - Самсон или Геракл.

1067597_Belokamennaya_rezba_Vizantiya_9 (575x565, 301Kb)

И вот такие листики...

1067597_Belokamennaya_rezba_Vizantiya_10_1_ (474x475, 189Kb)

С листиками такими у нас - без проблем. Порезанная фотография v_shkondin

1067597_Belokamennaya_rezba_Vizantiya_28 (700x383, 527Kb)

А вот и еще чаша.

1067597_Belokamennaya_rezba_Vizantiya_11 (700x592, 553Kb)

У нас тоже так есть - много и меленько.

1067597_Belokamennaya_rezba_Vizantiya_25 (700x407, 120Kb)

Здесь св.Георгий Победоносец.

1067597_Belokamennaya_rezba_Vizantiya_12 (612x611, 526Kb)

И вот такие человечки и не очень.

1067597_Belokamennaya_rezba_Vizantiya_13 (648x661, 368Kb)

И еще такие зверюшки.

1067597_Belokamennaya_rezba_Vizantiya_14 (657x648, 351Kb)

Масочки такие у нас тоже имеются

1067597_Belokamennaya_rezba_Vizantiya_20 (700x436, 87Kb)

А вот  и еще одна чаша. И тоже византийская.

1067597_Belokamennaya_rezba_Vizantiya_15 (602x604, 392Kb)

Ах, и тут зверюшки, всё сплошь покрыто орнаментом. И снова - тоже же орнамент, заросло все листиками.

1067597_Belokamennaya_rezba_Vizantiya_16 (611x618, 566Kb)

В XI—XII вв. в искусстве европейских стран получили небывалое распространение звериные мотивы (напомню, что схизма была в 1054, наша белокаменная резьба датируется 1191 г. , а крестоносцы начали грабить Констатинополь - в 1204) Причина популярности звериного стиля коренилась в мировоззрении эпохи, когда символизм, особенно „зоологический", был душой искусства, а естествознания как науки не существовало. Средневековый бестиарий представлял собой неисчерпаемую сокровищницу символов и аллегорий. Человек XII в. не видел существенного различия между реальной и фантастической фауной, так как представители „божьего зверинца" вызывали интерес не сами по себе, а как воплощения отвлеченных идей. Один и тот же образ в зависимости от контекста мог выступать в разных, иногда противоположных, значениях. Множественность смысловых оттенков в искусстве сопровождалась „причудливым разнообразием" форм, „странная безобразная красота" которых поражала даже „медоточивых докторов" средневековья, подобных Бернару Клервосскому (XII в.).

Вчерашним постом старалась показать, что на Западе средневековые сравнения и метафоры, например „зоологические", касались не столько реального сходства, сколько внутренней сущности сравниваемых объектов. Связанные с господствующим мировоззрением своего времени, они носили рассудочный, „идеологический" характер. На миниатюрах IХв . метафоры получают прямое (!), т.е. дословное, по букве, иллюстративное воплощение. Например, фраза: ,,Я был, как тягловое животное" — сопровождается изображением кобылы с жеребенком, слова: „Они окружили меня, как пчелы" — буквально переданы фигурой воина, который отбивается от огромных пчел.

На Востоке не было такой прямолинейности, и поэтому к раскрытию смысла зооморфных мотивов следует подходить конкретно, рассматривая их в тематическом единстве с окружением.

Византийский бестиарий — сложный синтез разнородных элементов. Одни из них восходили к позднеантичным традициям: кентавры, сирены, гиппокампы и другие мифоло­гические существа на костяных ларцах и олифантах X—XII вв.

1067597_Belokamennaya_rezba_Vizantiya_1 (664x674, 669Kb)

Другим источником было мусульманское искусство Ближнего и Среднего Востока с его сасанидскими мотивами: звери и птицы по сторонам „древа жизни" на тканях и поливной посуде IX—XII вв.; терзание хищниками травоядных на каменных рельефах IX—XI вв. из Греции и Константинополя, собака-птица Сэнмурв на ларцах.

1067597_Belokamennaya_rezba_Vizantiya_6 (337x665, 173Kb)

И тоже с византийской чаши)

О Сасанидах, их военном и культурном влиянии на Византию уже много говорилось, например, http://znichk-a.livejournal.com/88454.html. Усвоению восточных мотивов способствовало то, что многие из них находили параллели в античной художественной культуре, близкой образованным грекам IX—XII вв. Многие заимствования носили формальный характер. Дело ограничивалось внедрением восточных орнаментальных схем (осевые композиции из сдвоенных животных) или повышенной декоративностью трактовки образов, уходящих корнями в дохристианское время.

Вот можно сравнить - всамделишную чашу Сасанидов и византийскую. На византийской почему-то) - св. Дмитрий Солунский.

1067597_Belokamennaya_rezba_Vizantiya_18 (700x546, 244Kb)

В результате ассимиляции античных и восточных мотивов, их творческой переработки создавалась новая иконография, проследить истоки которой не всегда возможно. Таковы многочисленные изображения зверей и птиц в заставках рукописей XII в., например в рукописи Слов Григория Назианзина в Парижской Национальной библиотеке ( конец XII в.). Манускрипт был исполнен в одном из провинциальных монастырей в подражание константинопольским образцам.

Кроме того, византийское искусство не было таким догматичным и регламентированным Церковью и государством, как это внушают нам учебники и статьи. Много уже про Грабара говорила и еще раз повторю - в Византии существовало и светское искусство, вполне официальное, поддерживавшее культ императора-воина. Такое искусство рисует нам Византию живую и героическую, отличную от Византии церемониальной и чопорной. В основе изобразительной системы лежит мир эпической поэзии, за которым проглядывает реальный исторический фон.

Путем устойчивых и традиционных сравнений закреплялось символическое значение звериных мотивов, олицетворявших сильную власть и полководческий гений феодальных владык. В мусульманском искусстве ХII -XIII вв. зооморфные мотивы подвергали изощренной орнаментальной разделке. Со временем, под влиянием эстетики ислама, они почти полностью растворяются в густой сети сплетающихся ветвей.

1067597_Belokamennaya_rezba_Vizantiya_23 (700x374, 55Kb)

В противовес западной  традиции (не побоюсь сказать - отчасти тамплиерской, катарской), реальных и баснословных зверей византийского бестиария отличает „реализм". В сцене звериного гона на чаше грифоны переданы с тем же правдоподобием, как и кони, которых они преследуют.

1067597_gon (665x666, 116Kb)

Как и в античном искусстве, полиморфные существа, созданные из как будто несовместимых анатомических эле­ментов (сирены, кентавры, грифоны), убеждают в своем существовании. Это достигается тем, что каждая из составляющих их частей передана естественно и все части органически соединены. Если под восточным влиянием фигуры зверей и птиц получали декоративное оформление, то очень умеренное.

В отличие от романском тератологии, в которой область демонологии, связанная с мистическими „откровениями", была особенно обширной, в искусстве Византии звери олицетворяли преимущественно положительные по отношению к человеку свойства. Вот поэтому "наши" левики и монстрики такие душевные, говорила об этом тут шесть (!))) лет назад .

Идеалам военно-феодальной верхушки отвечали избранные образы свирепых хищников, которые постепенно становились геральдическими эмблемами. О роли этих знаков сословного отличия в искусстве двора говорят сами памятники (шелковые ткани, печати варварских вождей на службе императора) и свидетельства византийских авторов.

1067597_Belokamennaya_rezba_Vizantiya_4 (329x669, 171Kb)

По Константину Багрянородному, войсковые чины во время приема послов были одеты в скарамангии с вышитыми орлами, быками, львами и морскими фигурами. Изображения орлов украшали конскую сбрую и палатку царя. Устрашали неприятеля бутафорские драконы на древках копий греческих войск. По сведениям поэмы „Дигенис Акрит", изображения геральдических животных (грифов и др.) помещали на шатpax, седлах, одежде героев. Орлиные крылья были нарисованы на щите девы-воительгицы Максимо. В искусстве феодальной знати преобладали изображения именно тех зверей и птиц, которые в литературе олицетворяли силу, ярость, отвагу сражающихся воинов. Бойцы сравниваются с драконами, львами, леопардами, волками, орлами и соколами.

Таким образом, можно сделать аж два вывода:

1. Декор белокаменных соборов - византийский.

2. Все украшенные резьбой наши белокаменные храмы - воинские.

Вот, как-то так...

По материалам - Даркевич В.П. "Светское искусство Византии", книжку сейчас можно скачать в сети, отличный pdf, много картинок, рекомендую)

Tags: Византия, Владимиро-Суздальский рельеф, архитектура, бронза, византийская скульптура, зооморфный орнамент, посуда, торевтика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments