
Археологические раскопки свидетельствуют о том, что начиная в пятом – четвертом тысячелетиях до н.э. были распространены маты-подстилки, называемые «Бурья», которые плели из тростника, произраставшего в районе Двуречья. Ткачество гелимов (вид ковров) до пятнадцатого века до н.э. достигло высшего этапа в своей эволюции. Нет достоверной информации о первых гелимах, так как влага и нашествия насекомых разрушали волокно для гелимов того времени. Однако на основе первичного материала, применявшегося для производства гелимов, то есть шерсти можно предположить, что первыми людьми, кто начал заниматься ковроткачеством были племена Средней Азии, проживавших в юртах или палатках, основным видом деятельности которых было скотоводство.

Гелимы или ковры с давних времен привлекают к себе внимание различных народов и народностей за счет своей практичности и красоты.
Этим ковриком накрывали лошадь, на каждом квадратном сантиметре этого коврика расположено 36 узелков. Учитывая рисунок этого коврика напоминающего оригинальный дизайн периода Ахеменидов, специалисты считают этот коврик иранским, они убеждены, что этот коврик соткан мидянами и парфянами. Цветовая гамма этого коврика состоит из красного, желтого, бледно зеленого и оранжевого цвета.

На этом коврике изображено крылатое живое существо и Персеполис, что подтверждает правильность мнение специалистов. Кроме того, специалисты уверены в том, что основанием для коврика с такими особенностями должна выступать развитая культура и богатое искусство, а также век опыта и практики. Существует точка зрения, что столетиями до изготовления коврика, известного как «Пазырыкский каличе», слово «пазырык» было распространено на иранском нагорье и иранцы уже тогда овладели искусством ковроткачества. Слова историков подтверждают это предположение.

В исламский период, после продолжительной остановки, искусство ковроткачества получило дальнейшее распространение. Автор книги «Хухудольалем» (что означает «Границы мира») в 812 году нашей эры указывает на искусство ковроткачества в Персии, через сто лет «Могадеси» указал на молитвенные коврики, распространенные на территории нагорья Гаэнат. В 1179 году н.э. Якут Хамуи сообщил о наличии ковроткачества в регионе иранского Азербайджана.
Ибн Баттута – арабский путешественник в 1304 – 1377 годах нашей эры говорил о ковре зеленого цвета, который расстелили перед ним во время посещения бахтиарской Изы. К сожалению, нашествия диких чужестранных племен иногда сдерживали развитие культуры и искусства Ирана, многие созданные многими поколениями произведения были разграблены и уничтожены. Из числа таких нашествий можно назвать дикое нашествие монголов, результатом которого явились массовые убийства местного населения и огромный ущерб, нанесенный Ирану, однако их потомки, то есть Тимуриды, учились у богатой культуры Ирана и оказывали уважение искусству. Так, в период правления Байсунгур-мирзы были созданы условия для процветания искусства в области каллиграфии и живописи. В этом историческом периоде развитие искусства достигло своего максимального взлета, развитие искусства стало базой для следующего исторического периода – периода эпохи династии Сефевидов, который по праву считается блестящим и исключительным периодом развития искусства в Иране. В музеях мира хранится большое количество красивых, изысканных иранских ковров, принадлежащих к периоду Сефевидов. Блестящим образцом является ковер, сотканный в Ардабиле и предназначавшийся для мавзолея Шейха Сафиуддина из династии Сефевидов, в настоящее время этот ковер хранится в музее Виктории в Англии.



















