Валентина (uchitelj) wrote in ornament_i_stil,
Валентина
uchitelj
ornament_i_stil

Categories:

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО КИПРА-2

Оригинал взят у kalinzar в ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО КИПРА-2
Marion_colour_06_top

(NB: 13 октября сего года в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка "Искусство древнего Кипра". Большинство приводимых на фото ваз входят в коллекцию ГМИИ и будут представлены на этой выставке.)



ВАЗЫ С ТЕРРАКОТОВЫМИ ФИГУРАМИ ИЗ МАРИОНА
(11- 8 вв. до н.э.)

Когда мы думаем об античном искусстве, то прежде всего вспоминаем знаменитые произведения греческой архаики и классики – храмы дорического и ионического ордера, скульптуры Мирона, Поликлета и Фидия, вазы чернофигурного и краснофигурного стиля. Но, обращаясь к искусству Кипра этого периода, мы с удивлением узнаем, что античность может быть и совсем иной. В кипрской керамике и скульптуре cквозь знакомые нам образы греческого искусства явственно проступают черты более древних восточных культур – древнеегипетской, месопотамской, сиро-финикийской. И, в то же время, синтез этих разнородных по происхождению элементов вполне органичен: произведения древнекипрского искусства всегда оставляют ощущение неповторимого своеобразия.
Marion_black&white_01
Кувшин с фигурой хоэфоры. Кипр, Марион, 6–5 в. до н.э. Рисунок из книги немецкого археолога Макса Онефальш-Рихтера, 1893.

Marion_colour_01
Кувшин  с фигурой хоэфоры. Кипр, Марион, 6–5 в. до н.э. Музей Полис Хрисохус.

К числу таких произведений относится особый тип керамических ваз эпохи поздней архаики и классики (VI–V вв. до н.э.) – кувшины с хоэфорами: крупные сосуды с яйцевидным туловом на конической ножке и высоким цилиндрическим горлом. Свое название эти вазы получили из-за того, что плечики такого кувшина всегда украшает лепная женская фигурка. «Хоэфора» по-древнегречески означает «несущая погребальное возлияние»; каждая из таких фигурок держит в руке миниатюрный кувшинчик-ойнохою с изогнутым венчиком, который служит основному кувшину сливом. Вазы с хоэфорами чаще всего бывают покрыты красноватой или рыжеватой облицовкой и расписаны темно-коричневой и белой красками. Центральная часть их тулова окружена широким горизонтальным поясом, состоящим из нескольких полос, венчик чаще всего украшен орнаментом в виде фриза из чередующихся белых и темных треугольников, а корень двуствольной ручки – расходящимися по разные стороны от него крупными спиралевидными завитками.
Производились кувшины с хоэфорами в Марионе – древнем поселении возле современного города Полис Хрисохуc на северо-западе острова. К концу VII века до н.э. это поселение превратилось в процветающее государство с развитой торговлей и местными ремеслами. Особенно интенсивными становятся его торговые связи с Ближним Востоком и Египтом; в то же время, тесные контакты устанавливаются и с греческим миром, в частности, с Кикладами и Аттикой. По всей видимости, основную роль в процветании и росте благосостояния Мариона сыграли медные рудники, расположенные в пяти километрах к востоку от него.
Археологические раскопки в Марионе ведутся с XIX столетия. У их истоков стоял выдающийся немецкий археолог Макс Онефальш-Рихтер, который в 1893 году издал обобщающий труд о своих открытиях. На страницах книги, где автор представил свой взгляд на развитие и образность кипрского искусства, уделяется немало места и кувшинам с хоэфорами. (Некоторые из опубликованных им ваз этой группы в настоящее время находятся в ГМИИ им. А.С. Пушкина.) Всего Онефальш-Рихтер обнаружил в Марионе около 50 подобных сосудов и их фрагментов; на сегодняшний день исследователи насчитывают более 300 таких ваз; почти все они происходят из захоронений.
Зачем были нужны эти сосуды? Этот вопрос пока не имеет однозначного ответа. Понятно лишь, что они не использовались в быту, а были предназначены для погребального обряда. Фигура хоэфоры, по-видимому, представляет богиню, связанную с загробным миром и совершающую жертвенное возлияние в честь мертвых. Еще в XIX веке выдвигалось предположение, что хоэфоры служат изображением египетской богини Хатхор. Действительно, религиозные представления Египта очень сильно проявляются в кипрском искусстве эпохи архаики, и среди множества прочих мотивов египетского происхождения прослеживается, в том числе, и прямое влияние образа богини Хатхор. В росписях, украшающих вазы с хоэфорами, раскрывается связь женского божества не только с растительным, но и с водным миром. Об этом, в частности, неопровержимо свидетельствуют изображения птиц и растений, связанных с водой. Пример такого изображения дает одна из ваз нашей коллекции, на плечиках которой располагаются стилизованные фигурки длинношеих птиц с массивными туловищами, скорее всего, гусей.

Marion_colour_02
Верхняя часть кувшина с фигурой хоэфоры и изображением птиц. Кипр, Марион, Конец 6– начало 5 в. до н.э.

Но если в этом примере растительный мотив между фигурками птиц, имеет подчеркнутую вертикальную устремленность и жесткие очертания, образуя орнамент наподобие «рыбьей кости», то на плечиках другой вазы, известной еще по книге Макса Онефальш-Рихтера, мы видим гибкое растение с податливыми стеблями без ярко выраженного главного ствола. На конце каждого из стеблей расположен трехлепестковый цветок.
Marion_black&white_02
Верхняя часть кувшина с фигурой хоэфоры и  изображением цветов. Кипр, Марион, 5 в. до н.э. Рисунок из книги  немецкого археолога Макса Онефальш-Рихтера, 1893.

Marion_colour_04_top
Marion_colour_04_bottom
Кувшин с фигурой хоэфоры и изображением цветов: детали. Иллюстрация из книги немецкого археолога Макса Онефальш-Рихтера, 1893.
Marion_colour_03
Верхняя часть кувшина с фигурой хоэфоры и изображением цветов - современное состояние. Кипр, Марион, 5 в. до н.э.


Можно предположить, что вазописец стремился изобразить не наземное, а водное растение. Такому впечатлению способствует волнистость стебля, которая, возможно, призвана передать зрительный эффект от ряби на поверхности воды.
Следует заметить, что близкие по образному содержанию мотивы с водными птицами и растениями хорошо известны и в росписи египетских сосудов. Один из них, относящийся еще ко II тысячелетию до н.э., можно увидеть на постоянной экспозиции в египетском зале ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Marion_black&white_03
Расписной египетский сосуд: фриз с птицей и лотосами. 18 династия, Амарнский период. 1351–1334 годы до н.э.

Однако вазы с лепными фигурками на плечиках типичны именно для кипрского искусства; поэтому можно ограничиться предположением, что хоэфоры, вероятно, представляют синкретический образ, сочетающий черты не только упомянутой египетской богини, но и великого женского божества местного происхождения.
Marion_colour_05
Верхняя часть кувшина с фигурой хоэфоры и изображением петуха и цветка. Кипр, Марион, первая половина 6 в. до н.э.

Примером разнородных стилистических влияний служит и еще один кувшин из числа марионских находок Онефальш-Рихтера. Это – самая древняя ваза с хоэфорой в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина; она относится еще к первой половине VI века до н.э. В отличие от двух предыдущих кувшинов, здесь фигура богини сохранилась фрагментарно: лишь нижняя часть одеяния и выступающие из-под него ступни ножек. Но, несмотря на значительные утраты, большой интерес представляет роспись этого сосуда. Как говорилось выше, часто встречающиеся фигурки птиц в декоре кувшинов с хоэфорами почти всегда изображают водных пернатых (обычно гусей, и иногда, сильно стилизованных журавлей). Здесь же перед нами предстают изображения петухов, что является уникальным случаем для ваз этого типа. Исследователи относят эту роспись к так называемому псевдо-чернофигурному стилю, в котором видят признаки греческого влияния (изображения петухов широко известны в аттической чернофигурной вазописи этого периода). О прямом влиянии греческого искусства говорит и орнамент в виде меандра, который нанесен белой краской поверх темной верхней полосы фриза, опоясывающего центральную часть тулова. В то же время, мотив концентрических кругов, многократно использованный в декоре этой вазы, является традиционным элементом кипрского орнамента, и особенно широко распространен в предшествовавшей раннеархаической и геометрической вазописи.
Marion_black&white_04Marion_black&white_05
Кувшин без росписи с фигурой хоэфоры: Рисунок из книги  немецкого археолога Макса Онефальш-Рихтера и современное состояние. Кипр, Марион, 5 в. до н.э.


Среди кувшинов с хоэфорами встречаются не только вазы с росписью белой и темной краской, нанесенной поверх красноватой облицовки, но и вазы без росписи. К их числу в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина относится сосуд с однотонной рыжевато-оливковой облицовкой, который, как и два предыдущих кувшина, также известен по публикации Макса Онефальш-Рихтера. Он отличается необычностью формы: очень высокой конусообразной ножкой с прямыми стенками, а также трехствольной ручкой. Среди других сосуд выделяется еще и способом крепления фигуры хоэфоры к тулову: ее нижняя часть не составляет единого массива с плечиками, как почти у всех кувшинов этой группы, а лишь присоединена к нему по бокам; при этом между ее задней поверхностью и стенкой тулова остается большой зазор. Такое слабое крепление служит дополнительным подтверждением того, что мастер совсем не рассчитывал на утилитарное, бытовое использование сосуда, а изначально создавал его только как погребальный предмет.

Чрезвычайно близок к кувшинам с хоэфорами и другой, существовавший параллельно с ними тип сосудов, известный по находкам в Марионе. Они также происходят исключительно из погребений, и, очевидно, имеют сходное ритуальное назначение. Речь идет об аналогичных вазах, где слив на плечиках оформлен не в виде кувшинчика-ойнохои, а в виде головы быка.
Marion_black&white_06Marion_black&white_07Marion_black&white_08
Кувшины с протомами быков. Кипр, Марион, 6–5 в. до н.э.



Вполне вероятно, что здесь мы сталкиваемся с откликом представлений крито-минойской религии о богине-матери и ее божественном супруге-быке, воспринятых на Кипре еще в эпоху бронзового века. Эти представления находят широкий отклик и в более поздней греческой мифологии. Действительно, известны даже несколько кувшинов, где рядом со сливом в виде бычьей головы находится и фигура самой богини, причем ее рука покоится между рогами животного. Но такие вазы большая редкость; в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина они отсутствуют.

Marion_black&white_09
Игра с быком. Фреска из дворца в Кноссе, Крит. 1-я половина 15 в. до н.э.



Судьба ваз с терракотовыми фигурами из коллекции Берлинских музеев.
В составе античной коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина находится большая группа памятников, происходящих из бывшего собрания Берлинских музеев. Большинство из них оказались разрушенными в конце Второй мировой войны. В мае 1945 года, незадолго до окончательного взятия Берлина и капитуляции Германии, в берлинском пригородном районе Фридрихсхайн, в противозенитном форте, где была укрыта от налетов с воздуха значительная часть музейных ценностей, произошел мощнейший взрыв. Этот фашистский диверсионный акт полностью уничтожил или непоправимо изуродовал огромное число уникальных экспонатов.
Работа по восстановлению античных ваз и терракот, пострадавших во время взрыва бункера во Фридрихсхайне, идет в нашем музее с 2003 года. Важнейшие результаты этой работы были продемонстрированы широкой публике на выставке «Археология войны. Возвращение из небытия», проходившей в 2005 году. Среди экспонатов было представлено множество античных подлинников, замечательных памятников древнекипрского искусства, которые впоследствии вошли в состав постоянной экспозиции ГМИИ им. А.С. Пушкина. Однако значительная часть коллекции, находившейся некогда в собрании Берлинских музеев, к моменту проведения выставки «Археология войны…» все еще представляла собой множество разрозненных и беспорядочно перемешанных фрагментов. Большинство из них подверглось воздействию бушевавшего в бункере пожара: многие утратили свой первоначальный цвет – были закопчены или залиты расплавленным битумом. Ряд памятников и их фрагментов претерпел необратимые деформации в результате воздействия высоких температур. Среди них находились и осколки ваз с терракотовыми фигурами из Мариона.
В последние несколько лет научные сотрудники и реставраторы музея упорно работали над их восстановлением, но, к сожалению, многим из них уже невозможно придать первоначальный вид. Так, на первой из рассмотренных здесь ваз с хоэфорами, расписанной фигурками птиц, сильно осыпался поверхностный слой, в результате чего сохранились лишь очертания некогда яркой и многоцветной росписи. Фрагмент вазы с изображением трехлепестковых цветов на волнистых стеблях частично сохранил полихромную роспись, но сильно растрескался во время пожара. Значительно пострадал сосуд с изображением петуха и цветка: сравнение с сохранившимся рисунком XIX века показывает, что до нас дошла лишь часть его фрагментов, а, роспись, выполненная белой краской, на значительной части его поверхности утратила свой первоначальный цвет и потемнела, став почти черной. Цветок и сама фигура петуха теперь с трудом различимы.
Marion_colour_06_top
Marion_colour_06_bottom
Кувшин с фигурой хоэфоры и изображением петуха и цветка:
1) Иллюстрация из книги немецкого археолога Макса Онефальш-Рихтера, 1893.
2) Фрагменты кувшина в процессе реставрации.

Кувшин без росписи собран из многих десятков фрагментов, и форма его полностью восстановлена, однако обмазка во многих местах утрачена, а от фигуры хоэфоры сохранилась лишь нижняя часть. Вазы с протомами быков также сильно пострадали от пожара, и были очищены от следов копоти лишь в результате сложных реставрационных процессов.
Тем не менее, для сотрудников музея чрезвычайно важно, что вазам с терракотовыми фигурами, впервые опубликованным немецким археологом Максом Онефальш-Рихтером, спустя более полувека после произошедшей с ними катастрофы дана вторая жизнь. Уникальные памятники, которые считались безвозвратно утерянными, пусть в неполном и сильно пострадавшем виде, все же возвращены в научный оборот, и их снова может увидеть широкая публика. Это вселяет оптимизм, и надежду, что работы по восстановлению античных памятников, которые продолжаются и по сей день, ведутся не напрасно.

По теме см. также мой старый пост
Tags: Древняя Греция, вазы, выставки, керамика, орнамент, перепост
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments