*
..Что собрали,при династии Пехлеви.
*
Давайте посмотрим на некоторые из них.
Самые сложные по композиции многофигурные ковры относятся, вопреки тому, что можно подумать, уже к XX в. Шахи династии Пехлеви любили аллюзии на древнеперсидские темы. Вот этот ковер из Тегеранского музея, пожалуй, представляет собой верх пехлевийской эстетики.

Некоторые детали.


А вот этот сюжет – явное следствие европейского влияния.

Если возвратиться к центральному сюжету с Ахура-Маздой, то для знакомства с данным персонажем не надо ехать в Тегеран. Замечательный образчик древнеперсидской стилизации можно осмотреть в Москве, в Музее востока.

Эта дивная вещь представляет собой воспроизведение знаменитого Бехистунского рельефа, прославляющего торжество Дария I над узурпатором Гуаматой.

Живописно попираемый ногами Гаумата поразительно напоминает западноевропейца века эдак семнадцатого…

А вот Ахура-Мазда поход на московского ассирийца-башмачника :-))) А ноги-то, ноги!!!

Еще одно многофигурное чудо на какой-то мифологический сюжет

со всякими зверями и демонами.

А это, кажется, ангелы соображают на троих :-)

Сюжеты ковров могут быть крайне разнообразными. Вот, например, нечто календарно-астрологическое.

А вот – героико-мифологическое.

Однако наиболее традиционный сюжет, абсолютно доминирующий в ковроткачестве – это Древо жизни.


Еще два более утонченных варианта.


А вот это – совершенно нетривиальное Древо жизни, законченное в 1906 г. явно по политическому заказу.

Особенно убедительно выглядит королева Виктория.

А американские президенты, похоже, воспроизводились с долларовых бумажек.

Еще один политический персонаж – знаменитый шах Аббас с его неподражаемыми усами.

А вот целая портретная галерея – кажется, это шахи династии Сефевидов, хотя я могу и ошибаться (подписи к коврам я за недостатком времени читал невнимательно).

Еще один элемент шахского наследия – гламурный лев в ковровой лавке.

Есть и более привычные русскому глазу центрические сюжеты,

выполненные с удивительным изяществом.

Чем больше узелков на единицу площади – тем качественнее ковер и тем более сложный сюжет можно изобразить.

В шахских дворцах лежат ковры с какой-то фантастической плотностью плетения – чуть ли не 180 узлов («раждей») на единицу длины (что-то около 6,4 см). Сколько времени этот ковер делали – даже страшно подумать…
Однако если Вы хотите купить ковер, то особо гоняться за сверхвысоким количеством раждей, на мой взгляд, не стоит. Главное, чтобы нравился сюжет. Мне, например, очень нравится Древо жизни. И я совсем не прочь украсить им свою резиденцию :-)
..Что собрали,при династии Пехлеви.
*
Давайте посмотрим на некоторые из них.
Самые сложные по композиции многофигурные ковры относятся, вопреки тому, что можно подумать, уже к XX в. Шахи династии Пехлеви любили аллюзии на древнеперсидские темы. Вот этот ковер из Тегеранского музея, пожалуй, представляет собой верх пехлевийской эстетики.
Некоторые детали.
А вот этот сюжет – явное следствие европейского влияния.
Если возвратиться к центральному сюжету с Ахура-Маздой, то для знакомства с данным персонажем не надо ехать в Тегеран. Замечательный образчик древнеперсидской стилизации можно осмотреть в Москве, в Музее востока.
Эта дивная вещь представляет собой воспроизведение знаменитого Бехистунского рельефа, прославляющего торжество Дария I над узурпатором Гуаматой.
Живописно попираемый ногами Гаумата поразительно напоминает западноевропейца века эдак семнадцатого…
А вот Ахура-Мазда поход на московского ассирийца-башмачника :-))) А ноги-то, ноги!!!
Еще одно многофигурное чудо на какой-то мифологический сюжет
со всякими зверями и демонами.
А это, кажется, ангелы соображают на троих :-)
Сюжеты ковров могут быть крайне разнообразными. Вот, например, нечто календарно-астрологическое.
А вот – героико-мифологическое.
Однако наиболее традиционный сюжет, абсолютно доминирующий в ковроткачестве – это Древо жизни.
Еще два более утонченных варианта.
А вот это – совершенно нетривиальное Древо жизни, законченное в 1906 г. явно по политическому заказу.
Особенно убедительно выглядит королева Виктория.
А американские президенты, похоже, воспроизводились с долларовых бумажек.
Еще один политический персонаж – знаменитый шах Аббас с его неподражаемыми усами.
А вот целая портретная галерея – кажется, это шахи династии Сефевидов, хотя я могу и ошибаться (подписи к коврам я за недостатком времени читал невнимательно).
Еще один элемент шахского наследия – гламурный лев в ковровой лавке.
Есть и более привычные русскому глазу центрические сюжеты,
выполненные с удивительным изяществом.
Чем больше узелков на единицу площади – тем качественнее ковер и тем более сложный сюжет можно изобразить.
В шахских дворцах лежат ковры с какой-то фантастической плотностью плетения – чуть ли не 180 узлов («раждей») на единицу длины (что-то около 6,4 см). Сколько времени этот ковер делали – даже страшно подумать…