Иван (mon_golskij) wrote in ornament_i_stil,
Иван
mon_golskij
ornament_i_stil

Category:

Ампир

В августе прошлого года Омский областной музей изобразтельных искусств имени М.А. Врубеля чествовал Наполеона и стиль Ампир. Получилось четырнадцать витрин: две на площадке парадной лестницы и двенадцать в зале.  На отдельные экспонаты - смысловые акценты витрин - приведу задуманные аннотированные этикетки. Очень выручили ресурсы интернет - выбирали самые интересные материалы, чтобы посетителю выставки и без экскурсовода было интересно...


Чайник. 1777
Франция. Севрская королевская фарфоровая мануфактура

Фарфор, крытье, роспись, золочение


Мировую славу фарфору Франции принёс, безусловно, Севр. Производство, где изготовлялись его драгоценные изделия, с 1753 года носило громкое имя – «Королевская мануфактура французского фарфора». Путь к успеху и восхищению современников проложили талантливые учёные и мастера, к процветанию – казана Франции и щедрость короля.

События Великой французской революции 1789-1799 годов обнажили глубочайшую ненависть французов к своему монарху и придворному дворянству, что привело в конечном результате не только к казни короля и королевы, но и к ликвидации всякой памяти о них. Революционеры скидывали памятники монарха с постаментов, уничтожались живописные портреты, однако на предметы драгоценного севрского фарфора у них не поднялась рука, было стёрто только изображение в медальонах. Можно почти уверенно сказать, что на этом чайнике с одной стороны был портрет Людовика XVI, а с другой – Марии Антуанетты.


Чашка с блюдцем
.1869 (?)

с изображением фрагмента картины Поля Делароша «Наполеон», 1803-1804

Италия. Доччия. Фарфоровая фабрика маркиза Карло Джинори

Фарфор, крытьё, деколь, золочение

С начала XIX века Европа поделилась на два лагеря: для одной части Наполеон стал кумиром, для другой – воплощением зла. Равнодушных не было. Действительно, человек ниоткуда, ставший императором, завоевавший почти всю Европу и проигравший все, притягивал к себе и одновременно отталкивал.
Романтика успешных походов и победных сражений заставляла современников искать сравнения с историей. Аналогия нашлась в Древнем Риме, и в моду вошло всё, что было связано с империей: Римской и Французской. Батальная символика была везде: мечи и копья на щитах украшали интерьеры; воздушные простые, но нескромные платья – красавиц; латинский язык - мыслителей… И, конечно, самым частым украшением были портреты самого Наполеона.
Даже после ссылки бывшего императора Франции на остров Святой Елены «наполеономания» не уменьшилась. Выпускались почтовые марки, открытки и панно с портретами, столовые и чайные сервизы, украшенные его изображением, и даже кондитерские изделия. Всем известный сегодня торт «Наполеон» изначально делался в форме треуголки.
Женитьба и семейная жизнь великого завоевателя казались современникам очень романтичными и одновременно трагичными, поэтому изображений Жозефины, его первой жены, было не меньше. Обычно портреты Наполеона и Жозефины выполнялись на парных предметах: чашках, бокалах, медальонах. Казалось, что так супруги преодолеют разлуку походов и ссылок.
Строгие формы посуды дополнялись главным признаком имперской роскоши – позолотой. Величие и богатство императорского двора должно было проявляться в каждой, даже самой простой, вещи. И чем
скромнее был наряд императора и его супруги, тем ярче сиял фон, тем моложе и красивее были их лица.


Чашка с блюдцем.
1869 (?)

с изображением фрагмента картины Ораса Верне

«Прощание Наполеона с Императорской гвардией в Фонтенбло», 1825

Италия. Доччия. Фарфоровая фабрика маркиза Карло Джинори

Фарфор, крытьё, деколь, золочение


В октябре 1813 Наполеон потерпел полное поражение и, после вступления союзников в Париж, отрёкся от престола. В ночь с 12 по 13 апреля 1814 года в Фонтенебло, переживая поражение, оставленный своим двором (рядом с ним были только несколько слуг, врач и генерал Коленкур), Наполеон решил покончить с собой. Он принял яд, который всегда носил при себе после битвы под Малоярославцем, когда только чудом не попал в плен. Но яд разложился от долгого хранения, Наполеон выжил. По решению союзных монархов он получил во владение маленький островок Эльба в Средиземном море. 20 апреля 1814 года Наполеон покинул Фонтенебло и отправился в ссылку.


Тарелка.
1810-1814

с изображением фрагмента картины Г. Перье «Императрица Жозефина».

Франция. Севрская королевская фарфоровая мануфактура

Фарфор, крытье, роспись, золочение


Жозефина – урожденная Мари Жозеф Роз Таше де ля Пажери (1763 –1814), французская императрица, первая жена Наполеона I.

9 марта 1796 состоялась её свадьба с Наполеоном Бонапартом, в церкви молодожены не венчались. Жозефина, выйдя замуж приобрела статус добродетельной женщины, жены революционного генерала, а Наполеон через супругу получил доступ в коридоры высшей власти Директории.

2 декабря 1804 в соборе Парижской Богоматери Наполеон провозгласил себя императором Франции и возложил короны на себя и на Жозефину. За день до этого Католическая церковь освятила супружеские узы Наполеона и Жозефины.



Блюдо. 1912
с изображение фрагмента картины Джорджа Доу
«Портрет Александра I», 1820-е
Россия. Московская губерния, Вербилки

Завод «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий
М.С. Кузнецова»
Фарфор, печать, крытьё, золочение



В России широко праздновалось 100-летие победы в Отечественной войне 1812 года. К этому юбилею было изготовлено много предметов с портретами – российского императора-победителя Александра I, великих полководцев и героев войны.
 

Тарелки. Предметы чайного стола. Первая четверть XIX
Франция (?)

Фарфор, крытьё, роспись, золочение

Французский фарфор легко узнаваем: прежде всего – цветной фон, на котором оставлены резервы – незакрашенные участки – в виде овальных медальонов, четырёхугольных картелей либо резерважей разнообразнейших конструкций; все они в обрамлении картушей, выполненных золотом, то в виде изящных отводок, то цветущих веток. В этих резервах, как в драгоценных медальонах – миниатюрная живопись: портреты красавиц или военных в мундирах, виды гаваней или развалин, мифологические, галантные или бытовые сценки, букеты или гирлянды цветов. Помимо перечисленных особенностей, французский фарфор обладает чем-то ещё, почти неуловимым – возможно особой элегантностью формы, артистичной манерой расположения мотивов декора, его ритмичным членением, – и это «что-то» почти заставляет отнести некоторые изделия без клейм и марок именно к Франции.
















Туалетный набор.
Вторая треть XIX

Франция. Мастерская Поля Бло по росписи фарфора в Париже

Фарфор, крытьё, роспись, золочение

Этот роскошный туалетный набор поступил в собрание музея в 1927 году из национализированной после революции коллекции Лейхтенбергских. Фамилия герцога Лейхтенбергского тесно связана с историей Франции и России.

Евгений Богарне – пасынок, питомец и сподвижник  императора Франции Наполеона Бонапарта, был женат на дочери баварского короля, подарившего ему ланграфство Лейхтенберг с титулом королевского высочества, переходящего по праву первородства по мужской линии.
Сын Евгения Богарне принц Максимилиан-Евгений-Иосиф-Наполеон Лейхтенбергский имел блестящее образование, служил в баварской армии, командовал кавалерийским полком. В 1837 году король направляет его в Россию с дипломатической миссией. Был представлен императорской семье, взаимно влюбляется в дочь российского императора Николая I Великую княжну Марию Николаевну, в 1839 году состоится венчание. Максимилиан согласился жить в Петербурге, служить в армии, крестить и воспитывать детей в православной вере. Он получает титул императорского высочества, звание генерал-майора, назначен шефом лейб-гвардии Гусарского полка, почётным членом Академии наук.
Максимилиан Лейхтенбергский оставил по себе добрую память в России. Занялся экспериментами в собственной лаборатории гальванопластикой, электрохимической металлургией, минералогией, добившись больших успехов. Основал завод, где выполнил заказ на литьё почти всей скульптуры для Исаакиевского собора, где были построены первые российские паровозы для Царскосельской и Варшавской железных дорог. Герцог собрал уникальную коллекцию минералов, добился пересмотра устава Горного института для улучшения учебного процесса, обследовал горные заводы Урала и представил царю отчёт об их состоянии. Он принял попечительство над «Обществом посещения бедных», за счёт пожертвований собрал солидный капитал, купил квартиры для бедных, организовал мастерские по изготовлению кустарных изделий и магазин для их продажи. Построил первую в Европе бесплатную лечебницу для приходящих бедняков – прообраз нынешних поликлиник. Она по сей день называется Максимилиановской.


www.vrubel.ru/exhibitions/140809.htm
Tags: ампир, металл, фарфор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments