Валентина (uchitelj) wrote in ornament_i_stil,
Валентина
uchitelj
ornament_i_stil

Бриуд

Оригинал взят у renardetraisin в Бриуд
В продолжение темы базилики Saint-Julien de Brioude, начатой в посте http://mmekourdukova.livejournal.com/264496.html
О том, что же такое РОМАНИКА, и почему она столь актуальна именно сегодня.

Романика - это ведь не завершенный стиль, по аналогии с античностью, готикой,  или барокко. Романика - это довольно долгий процесс перестройки единой средиземноморской культуры императорского Рима, насаждавшего ее повсюду по мере расширения своих границ.
Процесс переваривания и усвоения этого классического языка молодыми народами, утверждавшими свою индивидуальность, интерпретируя по-своему римские достижения.

Романика - это всегда неожиданное открытие, порой "изобретение велосипеда", уже хорошо известной модели, хорошо разработанной в классической римской или византийской культуре. Гений авторов этого "велосипеда" очевиден - эти безымянные "кулибины" создавали новое искусство латинского мира.

 photo 0513_zpsb8d1aa7c.jpg

Они использовали приемы и техники, увиденные в Византийских храмах своего времени. Но фотоаппарата в паломнических экскурсиях у них с собой не было...
Поэтому, даже если они делали зарисовки увиденного, они не могли в точности воспроизвести ни детали, ни цвет в своих собственных работах на стене. Все узнаваемо, все напоминает, но... - это не совсем "то".

 photo 0540_zps01a0a9c3.jpg

В росписях базилики в Бриуде XII в. нет той четкой и понятной глазу структурированности орнаментов, следующих за изгибами формы и подчеркивающих эту форму, как например, в росписях Курбиново, того же XII в.

 photo 41A0443044004310438043D043E0432043E01_zpsc44b9a55.jpg

В орнаментах, покрывающих колонны базилики Бриуда присутствует характерная "каша" из не гармоничных цветов и вялых кривых линий. Слишком крупный модуль элементов орнамента - и не "отрисованность" этих элементов. Все приблизительно и все не точно (вот прямо как в большинстве сегодняшних росписей вновь открытых храмов).


 photo 0522_zpsc4eccbdf.jpg

Округлая форма колонны вдруг ломается углом рисунка орнамента.

 photo 0519_zpsd5a04618.jpg

А фигура святого ломается ребром столба - точно по центральной оси.

 photo 0528_zpsd55ca066.jpg

Попасть на хоры, туда, где сохранились сюжетные росписи  оказалось просто - нам дали ключ от лестницы в турбюро за углом базилики (под залог водительских прав).
Вся живопись "тщательно" тонирована реставраторами и "замылена" - все не четко, контурные линии грубые и рыхлые.  Синий цвет фона по-видимому форсирован при реставрации. В орнаментах на столбах центрального нефа такого синего нет. С коричнево-бордовыми оттенками этот синий цвет дает очень неприятное сочетание...

 photo 0560_zps7c926b2b.jpg


 photo 0572_zps71ee6a1f.jpg

Капелла небольшая, потолок низкий. Фигуры ангелов - примерно в человеческий рост - создают впечатление толпы молящихся. Конечно это повторение известной с древности композиции... Поставлены все вплотную, без пауз и воздуха.

 photo 0558_zpsa0b404a4.jpg

 Конечно это повторение известной с древности композиции... (не сюжета, а композиционного хода, не копия, а именно повторение - авторское прочтение).

 photo 6534_zps82fbea5e.jpg


 photo 0573_zpscbda6ce9.jpg

Пол базилики продолжает мощение площади вокруг нее  - орнаменты из крупной гальки серого и охристого цвета. Вблизи он кажется брутальным, сделанным семейством неандертальцев. Но вид с хор позволяет и здесь увидеть аналогии с мозаичными полами классического римского искусства.

 photo 0535_zpsf9671196.jpg


 photo 0585_zpsf2987ab3.jpg

Лишь маленький фрагмент, не тронутый записями, сохранившийся высоко на стене, рядом с балконом хор, позволяет судить о том, что романика - была подлинным живым творческим процессом, о котором нам, к сожалению, пока мало что известно...

 photo 0576_zpsec1637b7.jpg

Tags: Франция, живопись, орнамент, перепост, романский стиль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments