В продолжение темы базилики Saint-Julien de Brioude, начатой в посте http://mmekourdukova.livejournal.com/264496.html
О том, что же такое РОМАНИКА, и почему она столь актуальна именно сегодня.
Романика - это ведь не завершенный стиль, по аналогии с античностью, готикой, или барокко. Романика - это довольно долгий процесс перестройки единой средиземноморской культуры императорского Рима, насаждавшего ее повсюду по мере расширения своих границ.
Процесс переваривания и усвоения этого классического языка молодыми народами, утверждавшими свою индивидуальность, интерпретируя по-своему римские достижения.
Романика - это всегда неожиданное открытие, порой "изобретение велосипеда", уже хорошо известной модели, хорошо разработанной в классической римской или византийской культуре. Гений авторов этого "велосипеда" очевиден - эти безымянные "кулибины" создавали новое искусство латинского мира.

Они использовали приемы и техники, увиденные в Византийских храмах своего времени. Но фотоаппарата в паломнических экскурсиях у них с собой не было...
Поэтому, даже если они делали зарисовки увиденного, они не могли в точности воспроизвести ни детали, ни цвет в своих собственных работах на стене. Все узнаваемо, все напоминает, но... - это не совсем "то".

В росписях базилики в Бриуде XII в. нет той четкой и понятной глазу структурированности орнаментов, следующих за изгибами формы и подчеркивающих эту форму, как например, в росписях Курбиново, того же XII в.

В орнаментах, покрывающих колонны базилики Бриуда присутствует характерная "каша" из не гармоничных цветов и вялых кривых линий. Слишком крупный модуль элементов орнамента - и не "отрисованность" этих элементов. Все приблизительно и все не точно (вот прямо как в большинстве сегодняшних росписей вновь открытых храмов).

Округлая форма колонны вдруг ломается углом рисунка орнамента.

А фигура святого ломается ребром столба - точно по центральной оси.

Попасть на хоры, туда, где сохранились сюжетные росписи оказалось просто - нам дали ключ от лестницы в турбюро за углом базилики (под залог водительских прав).
Вся живопись "тщательно" тонирована реставраторами и "замылена" - все не четко, контурные линии грубые и рыхлые. Синий цвет фона по-видимому форсирован при реставрации. В орнаментах на столбах центрального нефа такого синего нет. С коричнево-бордовыми оттенками этот синий цвет дает очень неприятное сочетание...


Капелла небольшая, потолок низкий. Фигуры ангелов - примерно в человеческий рост - создают впечатление толпы молящихся. Конечно это повторение известной с древности композиции... Поставлены все вплотную, без пауз и воздуха.

Конечно это повторение известной с древности композиции... (не сюжета, а композиционного хода, не копия, а именно повторение - авторское прочтение).


Пол базилики продолжает мощение площади вокруг нее - орнаменты из крупной гальки серого и охристого цвета. Вблизи он кажется брутальным, сделанным семейством неандертальцев. Но вид с хор позволяет и здесь увидеть аналогии с мозаичными полами классического римского искусства.


Лишь маленький фрагмент, не тронутый записями, сохранившийся высоко на стене, рядом с балконом хор, позволяет судить о том, что романика - была подлинным живым творческим процессом, о котором нам, к сожалению, пока мало что известно...
О том, что же такое РОМАНИКА, и почему она столь актуальна именно сегодня.
Романика - это ведь не завершенный стиль, по аналогии с античностью, готикой, или барокко. Романика - это довольно долгий процесс перестройки единой средиземноморской культуры императорского Рима, насаждавшего ее повсюду по мере расширения своих границ.
Процесс переваривания и усвоения этого классического языка молодыми народами, утверждавшими свою индивидуальность, интерпретируя по-своему римские достижения.
Романика - это всегда неожиданное открытие, порой "изобретение велосипеда", уже хорошо известной модели, хорошо разработанной в классической римской или византийской культуре. Гений авторов этого "велосипеда" очевиден - эти безымянные "кулибины" создавали новое искусство латинского мира.

Они использовали приемы и техники, увиденные в Византийских храмах своего времени. Но фотоаппарата в паломнических экскурсиях у них с собой не было...
Поэтому, даже если они делали зарисовки увиденного, они не могли в точности воспроизвести ни детали, ни цвет в своих собственных работах на стене. Все узнаваемо, все напоминает, но... - это не совсем "то".

В росписях базилики в Бриуде XII в. нет той четкой и понятной глазу структурированности орнаментов, следующих за изгибами формы и подчеркивающих эту форму, как например, в росписях Курбиново, того же XII в.

В орнаментах, покрывающих колонны базилики Бриуда присутствует характерная "каша" из не гармоничных цветов и вялых кривых линий. Слишком крупный модуль элементов орнамента - и не "отрисованность" этих элементов. Все приблизительно и все не точно (вот прямо как в большинстве сегодняшних росписей вновь открытых храмов).

Округлая форма колонны вдруг ломается углом рисунка орнамента.

А фигура святого ломается ребром столба - точно по центральной оси.

Попасть на хоры, туда, где сохранились сюжетные росписи оказалось просто - нам дали ключ от лестницы в турбюро за углом базилики (под залог водительских прав).
Вся живопись "тщательно" тонирована реставраторами и "замылена" - все не четко, контурные линии грубые и рыхлые. Синий цвет фона по-видимому форсирован при реставрации. В орнаментах на столбах центрального нефа такого синего нет. С коричнево-бордовыми оттенками этот синий цвет дает очень неприятное сочетание...


Капелла небольшая, потолок низкий. Фигуры ангелов - примерно в человеческий рост - создают впечатление толпы молящихся. Конечно это повторение известной с древности композиции... Поставлены все вплотную, без пауз и воздуха.

Конечно это повторение известной с древности композиции... (не сюжета, а композиционного хода, не копия, а именно повторение - авторское прочтение).


Пол базилики продолжает мощение площади вокруг нее - орнаменты из крупной гальки серого и охристого цвета. Вблизи он кажется брутальным, сделанным семейством неандертальцев. Но вид с хор позволяет и здесь увидеть аналогии с мозаичными полами классического римского искусства.


Лишь маленький фрагмент, не тронутый записями, сохранившийся высоко на стене, рядом с балконом хор, позволяет судить о том, что романика - была подлинным живым творческим процессом, о котором нам, к сожалению, пока мало что известно...