Валентина (uchitelj) wrote in ornament_i_stil,
Валентина
uchitelj
ornament_i_stil

Categories:

Русское народное искусство XVIII-XX вв. в Русском музее

Первый зал посвящен произведениям XVII – начала XVIII веков: резьбе и росписи по дереву, кованому железу, керамике, набойке и др. Большинство из них еще связаны с культурой Древней Руси, ее бытом и традициями, долго питавшими крестьянское творчество последующих времен. Вместе с тем в некоторых предметах первой половины XVIII века уже вполне ощущаются перемены, вызванные реформами Петра I. Они сказываются в формах вещей, новых сюжетах и мотивах орнамента.



Уникальным произведением резьбы XVII века является деревянное подстолье – нижняя часть стола, куда убиралась посуда. Расписные лубяные короба служили для хранения "мягкой рухляди" – тканей, одежды, головных уборов. Их стенки и крышки расписывали жанровыми композициями, передающими сцены застолья, свиданий галантных дам и кавалеров в европейских платьях, вошедших в быт с реформами Петра I.

Пряничные доски использовали для "пряников печатных". Их резные орнаменты отпечатывали в тесте, украшая изображениями фантастических зверей и птиц, двуглавых орлов, вазонов с цветами, сказочных хором. Старинные пивные ковши в форме птицы-ладьи служили не только посудой, но и украшением праздничного стола.

Изразцы, короба, ковши 18 век.

Одноцветные зеленые или полихромные изразцы с рельефными изображениями птиц, сказочных Сиринов, единорогов, царя Александра Македонского оживляли наружные стены зданий и интерьеры XVII – первой половины XVIII веков.


Короб, первая четверть 18 века.

Среди произведений из кованого железа: светцы – подставки для горящей лучины, которой освещали избу, ларцы-«теремки», сечки для рубки капусты. В их форме угадывается образ цветка на тонком длинном стебле.



Простейшим способом украшения тканей была набивка узора с резной деревянной доски, покрытой краской, на домотканый холст. Набивные ткани XVII века исполнены по льняному или конопляному холсту черной краской и местами подцвечены от руки кистью. Из набойки шили церковные облачения, занавеси, шатры, знамена, использовали ее для переплетов книг, обивки стен и мебели.

[URL=http://www.virtualrm.spb.ru/rmtour/zal-2-3.html][B]Зал 2[/B][/URL]

Вышивка и резьба по кости XVIII века

Во втором зале объединены произведения вышивки и резьбы по кости XVIII века. На них сказалось влияние стилей барокко и рококо, господствовавших в архитектуре и прикладном искусстве того времени и по-своему воспринятых народными мастерами.

Черты этих стилей выразились в изяществе вещей, усложненности их форм, динамичности орнаментов с характерными мотивами раковин и завитков, в изображении дам и кавалеров в европейских костюмах, в обилии символов и аллегорий.

Типичны для этого времени произведения холмогорских резчиков по кости. Деревни на Курострове близ Холмогор Архангельской губернии уже в XVI веке были известным костерезным промыслом. Гребни, коробочки, шкатулки, бюро и секретеры, воспроизводящие в миниатюре формы мебели XVIII века, украшены пластинами из моржовой или мамонтовой кости. Холмогорцы в совершенстве владели искусством ажурной и рельефной резьбы, техникой гравировки. Особое место в холмогорском искусстве занимает "Стоянка ненцев" – настольное украшение, сохранившееся всего в нескольких экземплярах.




Вышивка представлена занавесками и белоснежными подзорами (подзор – нарядный край простыни) из районов Русского Севера. Все вышивки XVIII века завершаются красивыми фестонами плетеного кружева, со временем становившегося все более популярным видом народного искусства.


Самой драгоценной частью народного костюма были головные уборы, особенно свадебные. Девичьи уборы типа корон или повязок и женские с непременно закрытой тыльной частью тщательно украшали низанием речным жемчугом, сеченым перламутром и бисером или шитьем золото-серебряными нитями. Шитье дополняли вставками камней и цветных стекол.

Головные уборы 18 в.






















Головные уборы берегли и передавали из поколения в поколение, благодаря чему сохранились экземпляры XVIII века. Почти в каждой местности сложились свои традиционные формы, приемы и способы украшений головных уборов. Так, в Нижегородской губернии девушки носили красивые повязки, а женщины – большие серповидные кокошники; в Костроме форма кокошника похожа на стрельчатую арку. В Московской и Владимирской губерниях кокошники расшивали золотными нитями по красному бархату.
[URL=http://www.virtualrm.spb.ru/rmtour/zal-3-3.html][B]Зал 3[/B][/URL]

Керамика, набивные ткани и кружево XVIII столетия

В третьем зале представлены керамика, набивные ткани и кружево XVIII столетия. Наборы зеленых и коричневых изразцов демонстрируют типичное убранство русских печей XVIII века. На смену старинным рельефным изразцам пришли расписные, покрывавшие сплошным ковром многоярусные печи, на которых развертывались целые повести в картинках. Роспись исполнялась цветными эмалевыми красками по сырому белому грунту и после обжига создавала блестящую поверхность изразцов. Аналогичная техника "росписи по сырой эмали" применялась и в утвари, получившей название "изразцовой керамики".

В последней трети XVIII века среди центров народного гончарства выделился подмосковный район Гжели, обладавший залежами высококачественной глины. Здесь во многих деревнях крестьяне делали майолику – посуду с росписью по сырой эмали – квасники, кувшины, кружки, фигурные сосуды, тарелки, рукомои. В начале XIX века, в ответ на появившийся в России в большом количестве модный английский фаянс с синей кобальтовой росписью на белом фоне, гжельцы придумали свой уникальный материал – полуфаянс с аналогичным декором.




На рубеже XVIII и XIX веков заметным явлением народного искусства стало кружевоплетение в городе Галиче Костромской губернии. Плели кружево из цветного шелка изысканных оттенков. Изящные подзоры и концы полотенец украшали зеркала и иконы в красном углу дома.

[URL=http://www.virtualrm.spb.ru/rmtour/zal-4-3.html][B]Зал 4[/B][/URL]


Произведения XVIII–первой половины XIX веков – резьба и роспись по дереву, металлические изделия


В четвертом зале представлены произведения XVIII–первой половины XIX веков – резьба и роспись по дереву, металлические изделия.




Пряничные доски разных форм и размеров, вальки для стирки белья и рубели для выкатывания (глажения) холста, ковши и солоницы, грабилка для сбора ягод, трепало для очистки льна демонстрируют многообразие приемов резьбы (трехгранновыемчатой, ногтевидной, скобчатой, долбления) и орнаментов (геометрических, растительных, сюжетных). В конце XVIII века в Олонецкой губернии был выполнен подвесной шкафчик с изображениями голубей на кустах – на боковых стенках и птицы Сирин на райском древе с яблоками – на дверце.


Пряничные доски 18-19 века.

Медные бляхи коновалов служили в XIX веке профессиональными знаками, укреплялись на поясах сумок с инструментами и в сюжетах отражали реальное действие – сцены подковывания коней.


Детали резного убранства крестьянских изб XIX века


Пятый зал посвящен деталям резного убранства крестьянских изб XIX века из разных районов России. На Русском Севере одним из любимых украшений дома был конек на крыше. Тяжелое бревно – "охлупень" из лиственницы или ели венчало скаты кровли и на переднем фасаде дома оканчивалось фигурой коня.




На протяжении всего XIX века во многих деревнях Нижегородской и Владимирской губерний развивалось искусство домовой резьбы. Фронтоны, оконные наличники, многометровые фризы заполнялись сказочными цветами и завитками аканта, из которых выглядывали добродушные львы с очеловеченными мордами, птицы-Сирины, русалки-берегини, драконы, змеи.












Некоторые мастера резьбу дополняли раскраской фона или деталей узоров, указывали даты выполнения декора.

Домовая резьба Поволжья стала выдающимся явлением народного искусства XIX столетия.



Резьба и роспись по дереву XIX–начала XX веков


В шестом зале экспонируются произведения резьбы и росписи по дереву XIX–начала XX веков. О крестьянской мебели дает представление расписной шкаф 1892 года из Архангельской губернии. Свадебные дуги, как важный обрядовый предмет, служили не одному поколению жителей села, их украшали не только живописью, но и позолотой.



В XIX веке один из крупных центров росписи находился в районе Пермогорья на Северной Двине. Здесь расписывали деревянные ковши-скопкари, миски, кружки, прялки, берестяные туеса, лукошки и коробейки. На реке Уфтюге существовал промысел расписных туесов. Мезенская роспись выделяется монохромностью цвета и преимущественно геометрическим орнаментом. Лишь на прялках в нем присутствуют ряды бегущих коней и оленей.


Расписные короба, ковши


Локальные особенности резьбы и росписи по дереву наглядно демонстрируют русские прялки. Этот предмет имел особое значение в народном быту: орудие женского труда в прядении нитей было также и обрядовым участником девичьих посиделок, и свадебным подарком отца дочери в новую семейную жизнь.


Любая прялка состоит из трех частей: лопастки, к которой привязывалась кудель, ножки и донца, куда пряха садилась для работы. Почти в каждой местности прялки обладали особенностями форм и декора, помещавшегося главным образом на лопастках и ножках. Только в деревнях близ Городца Нижегородской губернии украшали не лопасть и ножку, а донце прялки. По окончании работы, пряха вставала с донца и вешала его на стену избы как картину. В первой половине XIX века донца украшали виртуозно выполненной скобчатой резьбой с инкрустацией мореным дубом. С 1870-х годов резьбу сменила роспись. Сюжеты Городецкой резьбы, а затем и росписи представляли собой композиции гуляний дам и кавалеров, застолий, свадебных выездов, охоты.





В Вологодской губернии на реке Шомоксе близ Великого Устюга сложился центр резьбы по бересте. Весной крестьяне собирали кору молодой березы и, распарив ее в русской печке, использовали для создания берестяного кружева.



Тупым шилом без предварительного рисунка наносили узор, который затем просекали острым ножом. Такой ажурной берестой одевали туеса, шкатулки, коробочки, очешники и другие разнообразные по форме и размерам вещи.




Керамика, резьба по кости, узорное ткачество и набойка XIX–начала XX веков

В седьмом зале представлены керамика, резьба по кости, узорное ткачество и набойка XIX–начала XX веков.

Показанные в зале гончарные изделия отражают все основные способы и приемы украшения народной керамики, разнообразие ее форм и размеров, связанных с конкретным назначением предметов. Среди них огромные сосуды и баклаги для воды, корчаги для пива, горлачи для хранения зерна, горшки, кувшины и кринки для молока или кваса, узкогорлые кубышки для растительного масла, подвесные рукомойники. Выразительность форм дополняют различные способы украшения сосудов. Повсеместно было развито изготовление поливной посуды, покрытой прозрачными или цветными глазурями.

В последней трети XIX века среди многочисленных локальных гончарных центров выделился город Скопин Рязанской губернии. Здесь наряду с обычной бытовой посудой делали фигурные сосуды и сосуды-скульптуры. Среди них дисковидные квасники и кумганы, сосуды в виде медведя, Полкана, рыбы, льва, двуглавого орла, куры и петуха, а также хищной птицы Скопы, по преданию давшей название городу.




































В XIX–XX веках в крестьянском быту была распространена кубовая "синяя" набойка. Доску с выложенным металлическими пластинами узором покрывали специальным составом – вапой – и отпечатывали ею узор на льняном домотканом холсте. Затем ткань опускали в чан с краской, где она окрашивалась в густой синий цвет, а "зарезервированные" вапой узоры выделялись тонким белым рисунком. Кубовая набойка широко применялась в крестьянском быту: из нее шили рубахи и порты, передники и сарафаны, делали покрывала, скатерти.


Последние стелили на стол только в большие народные праздники – на свадьбу, в период весеннего сева или жатвы. Поэтому орнамент скатертей включал обязательные круги-розетки, изображения птиц как олицетворение солнца, света.

Произведения народной игрушки, вышивки и кружевоплетения XIX–начала XX веков


В восьмом зале собраны произведения народной игрушки, вышивки и кружевоплетения XIX–начала XX веков.
Игрушку делали из самых различных материалов – тряпок, соломы, шишек, но более всего из дерева и глины. Существовали небольшие очаги этого мастерства, известные только местной округе, и крупные кустарные игрушечные промыслы, славившиеся по всей России. К числу первых относятся многие центры глиняной игрушки в Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Курской губерниях. Для них типичны небольшие женские фигурки, образы всадников, коней, птиц, в давние времена олицетворявших силы природы. Многие фигурки – свистульки.

К числу крупных промыслов народной игрушки принадлежит Дымковская слобода в Вятке, Сергиев Посад и деревня Богородское под Москвой.




Дымковская глиняная игрушка известна уже в начале XIX века как непременный атрибут местного праздника Свистопляски или Свистуньи. Их лепили из местной красной глины. После просушки и обжига грунтовали мелом, разведенным на молоке, и расписывали красками, растертыми на яйце.

Сергиевские игрушки отличаются высоким мастерством резьбы по дереву. Особенно популярны были нарядные барыни и франтоватые гусары. Отходы от больших поленьев, из которых резали крупные фигуры, использовали для "щепного товара" – небольших фигурок нянек, кормилиц, крестьянок. Делали многофигурные наборы – солдатиков, музыкантов, монахов, из которых можно было составлять разные композиции.





Деревянная игрушка 19 в., г. Сергиев-Посад, Московская губ.

Другой центр деревянной игрушки находился недалеко от Сергиева посада в деревне Богородское. Богородские игрушки – чисто деревянные, в них использовались естественный цвет и фактура дерева. Их главными персонажами были степенные благообразные крестьяне и крестьянки, изображенные за обедом или занятые в хозяйстве.





Деревянные игрушки 18 – нач. 19 в, д. Богородское, Владимирская губ.

Вышивка была повсеместно распространенным видом народного искусства. В XIX веке ее отличает множество локальных вариантов с неповторимыми особенностями в орнаменте, технике исполнения, цветовых сочетаниях, стилевых направлениях. В северных вышивках сохранилось много композиций, восходящих к глубокой древности. В геометрическом орнаменте, образах Матери Сырой Земли, Древа Жизни, всадников, коней, птиц, вышитых красными нитями по белому полотну, до нас дошли отголоски древней мифологии. Золотное шитье досталось народному искусству из наследия Древней Руси и в XIX–начале XX веков развивалось в ряде местностей, в том числе в Нижегородской губернии. Здесь в городе Городце вышивали золотными нитями головные платки – приметную нарядную часть местного крестьянского костюма.

XIX–начало XX веков было временем расцвета русского кружевоплетения. В нем также сложилось немало локальных центров со своими особенностями произведений в орнаменте, используемом материале, способах плетения. Наиболее известными центрами этого искусства были Вологда и районы Вологодской губернии, город Елец Орловской губернии, слобода Кукарка Вятской губернии, Михайловский уезд Рязанской губернии, образцы кружева которых представлены в витринах.

В десятом зале объединены керамика Гжели, холмогорская резьба по кости, северная чернь и кружевоплетение XX века.

XX век был временем дальнейшего развития кружевоплетения в разных районах России. Среди них особое место принадлежит Вологде и деревням Захожья в Киришском районе Ленинградской области. Здесь в 1930–1940-е годы велись активные поиски мотивов и сюжетов орнамента, выражавших дух нового времени. Композиции с изображениями тракторов, самолетов, парашютов и звезд создали целую эпоху в вологодском кружеве. Киришская кружевница Е. Д. Звездина в подзоре "Конница" впервые выполнила в кружеве современную многофигурную сюжетную композицию, изобразив пограничников в дозоре.

"Конница"

Наряду с камерными бытовыми вещами вологодские кружевницы создали в XX веке немало масштабных произведений. К их числу принадлежит панно "Поющее дерево" В. Н. Ельфиной. Вологодскому поэту А. Я. Яшину посвящена уникальная скатерть "Угощаю рябиной" потомственных кружевниц, матери и дочери В. Д. и Н. В. Веселовых.

Панно "Поющее дерево" В. Н. Ельфина


Панно "Павлины" выполнено средствами ажурной вышивки. Это произведение создано в уникальном центре строчевой вышивки в поселке Крестцы Новгородской области.Здесь уже более полутора веков существует вышивальный промысел, где предметы одежды, столового и постельного белья украшают белой вышивкой по прореженному полотну.


Источник http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post275273641/

Tags: -Русский музей, Санкт-Петербург, вышивка, дерево, керамика, костюм, кружево, набойка, народное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments