Валентина (uchitelj) wrote in ornament_i_stil,
Валентина
uchitelj
ornament_i_stil

Category:

Ворота Иштар

Оригинал взят у seaseas в Ворота Иштар


Вавилонские львы, шагающие по ромашкам в Пергамском музее Берлина.







Если бы я жила в Берлине, ходила бы туда каждую неделю. Ну, вру, наверное...Но, хотя бы раз в месяц...
Особенно, в плохом настроении. Прийти и почувствовать себя песчинкой...
Ау,  вавилоняне, где вы?






Ворота богини Иштар

Музей античного ближнего востока, где расположены Ворота, является павильоном Пергамон-музея, созданным в 1899 г. В нем находятся находки германских археологов, сделанные в конце XIX-нач. ХХ в. на территории Месопотамии. Вавилонская коллекция является результатом работы экспедиции под руководством Р. Кольдевея, проводившей раскопки в 90 км к югу от Багдада. В ходе них европейской науке был открыт Вавилон. Раскопки продолжались с 1899 до 1917 г. Были раскопаны и сделались достоянием общественности крепостные стены города с башнями, царский дворец, улица религиозных процессий, остатки храма Мардука и др.
Вавилон легендарный и исторический.

Было бы неправильным начать рассказ о Воротах Иштар, не упомянув о самом городе Вавилоне, уникальном явлении для античной истории. Густонаселенный (в период расцвета население составляло 200000 человек), с многоэтажными зданиями город был для современников местом священным и символическим. И это неудивительно: человек античной Месопотамии – это человек деревенский, с крайне узким кругозором, выросший среди убогих глинобитных хижин, занятый сложным и однообразным трудом. Представьте всю степень его удивления, переходящего в благоговейный трепет, при виде, скажем, 8-ми метровых стен Вавилона или 123 метрового моста через реку Евфрат!

Конечно, Вавилон не сразу стал мощным центром Междуречья. За свою многовековую историю он пережил и взлеты, и падения. Тот Вавилон, который мы знаем по археологическим находкам и по отдельным фольклорным образам («Вавилонская башня», «Вавилонское столпотворение» и др.), является результатом последнего взлета Нововавилонской державы при царе Навухудоносоре II (605-562 гг. до н.э.). Он был энергичным правителем и талантливым военачальником: при нем вавилоняне вели успешные боевые действия против финикийцев, в Северной Аравии (контроль над местными караванными путями принес казне много золота), Иудеи. Именно при нем произошло известное по Библии «Вавилонское пленение иудеев»: после взятия войсками Навухудоносора II Иерусалима тысячи из них были принудительно расселены на территории Нововавилонского государства.

Успешные войны означали рост военной добычи, которую Навухудоносор успешно конвертировал в обустройство столицы Вавилонии. Во-первых, он провел работу по обновлению фортификации города. Вавилон обнесли двойной стеной из сырцовых и обожженых кирпичей, скрепленных раствором асфальта и камышом. Как уже было написано, высота внешних стен достигала 8 метров, ширина – 3,7 метра. Длинна стены в окружности равнялась 8,3 км. Внутренние стены были еще выше – 11-14 м. и еще шире – 6,5 м. Через каждые 20 метров располагались оборонительные башни. Войти в город можно было через одни из 8-ми укрепленных ворот.

Внутри городских стен, на разных концах города, господствовали два строения: с одной стороны царский дворец, с противоположной – возведенное на искусственной платформе главное святилище вавилонян – Эсагила. Оно представляло собой огромную конструкцию, каждая сторона которой в длину равнялась 400 метрам. Южнее его располагался величественный 91-метровый зиккурат Этеменанки («храм краеугольного камня небес и земли»), ставший основой для библейского мифа о Вавилонской башне. На вершине башни располагалось святилище главного бога Вавилонии Мардука, облицованное глазурованным кирпичом, стены и потолки его были покрыты золотом и украшены драгоценными камнями.


От главного входа в зиккурат вела мощеная улица для религиозных процессий, шириной в 35 метров. Она заканчивалась как раз у Ворот богини Иштар.

Кстати, а почему именно богине Иштар были посвящены эти ворота? Дело в том, что среди огромного пантеона богов Междуречья Иштар была одновременно и центральным женским божеством, и божеством-покровителем и божеством, воплотившем в своем образе черты многих месопотамских и внемесопотамских божеств сходного типа. Т.е. ней объединились локальные и универсальные элементы сакрального. Монумент в честь такой могущественной богини как раз и должен располагаться в непосредственной близости от главного святилища города и всей страны, да еще и на священной дороге к нему.


Как можно понять из небольшого экскурса по улицам древнего Вавилона, Ворота Иштар не были самой масштабной или высокой конструкцией. Они даже не были главными воротами, а являлись своего рода первыми небольшими воротами, за которыми располагались более высокие и мощные врата. Более того, представленный в Пергамон-музее экспонат является не совсем точной, более низкой копией оригинала, который сам не смог бы поместиться в здании музея. Однако по уровню выразительности Ворота Иштар однозначно выделяются из прочей городской застройки древнего Вавилона.


Основной привлекающий к себе внимание элемент Ворот – рельефы, изображающие животный мир Месопотамии. Всего их насчитывается около 575. Как и Ворота они выполнены из обожженного глазурованного кирпича синего цвета. В аналогичном стиле выполнены и стены, ограничивавшие дорогу религиозных процессий, по которой в дни праздников (например, вавилонского Нового Года) проходили процессии со статуями богов.

К сожалению, в 1902 г., во время раскопок произошло обрушение верхней части Ворот Иштар. В Берлин были доставлены около тысячи обломков, из которых специалистам удалось восстановить первоначальный облик со всей возможной точностью.

Источник: http://histtourism.ru/germaniya/sokrovishha-pergamon-muzeya-vorota-bogini-ishtar.html






















Макет:





























Tags: -музеи Берлина, Междуречье, зооморфный орнамент, изразцы, керамика, перепост
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments