Валентина (uchitelj) wrote in ornament_i_stil,
Валентина
uchitelj
ornament_i_stil

Categories:

Об одном способе ношения поясов в раннесредневековой реконструкции

Оригинал взят у yakov_aka_holti в Об одном способе ношения поясов в раннесредневековой реконструкции.
Частенько наблюдаю на раннятных фестивалях людей в наборных поясах. Как правило, дружинники или знатные зажиточные особы с радостью носят этот статусный атрибут. Об их конструкции и качестве мы поговорим как-нибудь отдельно. Я хочу уделить внимание такому моменту, как способ ношения самого пояса. А точнее способу его застегивания. Назовем этот способ – застегивание «с узлом» вокруг пряжки(фото 1), при нем длинный покрытый накладками хвост ремня свисает вниз. Обратимся в истории сего девайса дабы понять какой круг источников мы можем привлечь. Исследователи высказывают мнение, что наборные пояса попадают на территорию Древней Руси (и очевидно, через нее и в Скандинавию, где развивается самостоятельная традиция их орнаментации) из Средней Азии. Из Согда через Кавказ, венгров, носителей салтовской культуры, булгар. Так же эти пояса попадают и на территорию Сибири, проникая в местную тюркскую культуру. Уже на фресках Пенджикента (рис. 2)
и Афрасиаба мы четко видим пояса с бляшками и даже висящие на них предметы – кинжалы и кошельки, подобные называемым нами «ташками». На изображениях нету, свисающих вниз, хвостов ремней. мы так же наблюдаем всякое отсутствие свисающих концов ремней. У двух персонажей (в жёлтом кафтане и у седобородого лысого дядечки) хорошо видны пояса, видно, что на них висит.
На каменных изваяниях сибирских тюрок пояса являются одной из прекрасно проработанных деталей (рис. 4).

Отчетливо видны бляшки украшающие богатый пояс. Видны, сумки, кресала, кинжалы и сабли, плети, точильные камни, но свисающих концов тоже нету. Такой же материал нам дает и археология. Замечательный пример наборного пояса мы имеем на материале мордовских древностей (куда они попали от соседей салтовцев). В Крюково-Кужновском могильнике найден хорошо сохранившийся пояс (рис. 5)


конец которого был заправлен в антабку. Этот пояс имеет 8 свисающих декоративных хвостиков украшенных накладками, амулет и нож в ножнах. Пояс с похожими декоративными свисающими хвостиками (но не с центральным) мы видим и на иллюстрации Изборника Святослава, одном из немногих Древнерусских изобразительных источников (рис. 6).

Пояса отчетливо видны на левой фигуре и фигуре княжича. Наборный пояс из кургана Ц-160 в Гнездово, один из немногих сохранившихся in situ, также не подтверждает практику завязывания хвостов пояса «узлом» (рис. 7).
Таким образом, мы с вами видим, что доказательств завязывания поясов в Древней Руси и у ее соседей не существует (возможно пока). Раннесредневековый наборный пояс носился с заправленным в антабку хвостом (рис. 8)

или хвостик просто подсовывался за спиной под основной ремень (рис. 9-11).

Говоря о поясе как об элементе костюма человека традиционной культуры, стоит помнить, что для него было свойственно особое, мифологическое отношение ко всему, что его окружало. Пояс так же был особо значимым атрибутом. Возможно, поэтому свисающий между ног конец ремня не ассоциировался у наших предков с чем-то хорошим и по посему хвост заправляли. Особо хочу отметить, что пояса разных этнических групп или пояса, бытовавшие на различных территориях, могли различаться своими конструктивными (об этом будет отдельная заметка) особенностями и традициями ношения. И понятно, что латгальский пояс будет отличаться от болгарского, а хазарский от викингского. А значит, человек, реконструирующий ту или иную культуру, должен внимательно изучить конструкцию пояса своего региона. И внимательнее относиться к выбору круга аналогий для подражания.

Holti для http://reenactment.ru/


Tags: костюм, перепост, реконструкция, средневековье
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments