Валентина (uchitelj) wrote in ornament_i_stil,
Валентина
uchitelj
ornament_i_stil

Category:

Кубок Ликурга и тонкие технологии.

Оригинал взят у aldanov в Кубок Ликурга и тонкие технологии.
RedRothchildLycurgusCup


Lycurgus-Cup-satyr-green-to-red
Кубор Ликурга, сделанный в Древнем Риме примерно в 4 в. н.э, долго поражал свой способностью менять цвет в зависимости от освещения и позиции наблюдателя.
Британский музей.

Оказывается, что в стекло окрашено очень мелко распыленными частицами  золота и серебра (40 и 330 частей на миллион частей стекла соответственно), и зеленым стекло кажется в отраженном свете, а красным - в проходящем. Частицы эффективно рассеивают более коротковолновую, то есть голубую часть спектра.

Факт, что технологам этой чаши удалось добиться очень малых размеров частиц - коллодных размеров, примерно 70 нанометров.

Как это было сделано, не совсем ясно - вероятно, это можно было бы проверить экспериментами.  Вроде бы, неожнократным разбавлением первоначальной добавки распыленного металла в жидком стекле.

Хотя, конечно, сегодня аналогичный материал получить можно, но не забудем, что это будет примерно 1600-1650 лет спустя после того, как эта задача была решена, как минимум, в первый раз (есть письмо императора Адриана в Historia Augusta, в котором он будто бы поминает некие кубки, способные менять цвет, некие бихромные чаши, - а это начало 2 века).

Вторая технология - это резка стекла абразивами и полировка - ведь все рисунки выточены корундом или чем-то подобным. И работа эта, несомненно, блестящая. Поскольку все эти тонкие приемы ( создание камей из разных минералов вплоть до резки рубинов, производство стекла) развивались в Греции (см. мой пост о Вазе Рубенса примерно того же времени), то, вероятно, и эта обработка стекла сделана греческими мастерами.
Tags: Древний Рим, античность, вазы, перепост, посуда, стекло
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments