История возникновения наличников плохо изучена. Как мне удалось выяснить, она начинается в конце XVIII -- начале XIX вв. Искусство резных деревянных наличников появилось и достигло расцвета всего за 200 лет. Предпосылки его возникновения -- развитие технологий (появление застклённых окон, методов обработки древесины). На искусство наличников оказали заметное влияние эстетика барокко, классицизма, модерна. Ещё одна особенность этого вида искусства -- его можно назвать русским., т. е. территория распространения резных наличников совпадает с территорией распространения русского языка на момент расцвета искусства домовой резьбы (на вторую половину XIX века). Резных наличников нет ни в одном из приграничных к современной России государств, за исключением Беларуси.
На наличниках можно выделить несколько элементов декора, которые встречаются либо обособленно, либо в составе орнамента. Информацией о них мне хотелось бы поделиться и услышать мнение более искушённых в этой теме коллег-"сообщников".
Ниже представлены фотографии наличников Талдома, Московской обл. Вот, по-моему, самый удачный вариант дизайна резьбы наличника на основе крина

Его детали


Эти свисающие элементы с глазкАми -- подзор, часть домовой резьбы. В основе их орнамента -- упрощённый крин
Другие варианты орнамента с крином на наличниках





Снова кисти подзора

Резьба на фризе. Без проволоки -- никак нельзя:)


Резьба на фризе. Без проволоки -- никак нельзя:)

Когда я стала искать происхождение крина, то нашла статью, перепост которой есть и в этом сообществе. Там утверждается, что в настоящее время ближневосточное происхождение ростка-крина признается всеми исследователями.
Эту цитату я честно утащила к себе и стала искать иллюстрации в арабских и иранских орнаментах. И НИЧЕГО не нашла. Потом расширила круг поиска до Византии, Италии, Индии -- опять НИЧЕГО! Надеюсь, в этом сообществе мне что-нибудь подскажут по этой части "биографии" крина.
Зато в интернете мне удалось найти кое-что из отечественной культуры -- скифские орнаменты. Думаю, этот узор на скифском ковре из Пазырыкского кургана и есть ближайший родственник крину из многих древнерусских и средневековых русских деталей одежды и украшений
Эту цитату я честно утащила к себе и стала искать иллюстрации в арабских и иранских орнаментах. И НИЧЕГО не нашла. Потом расширила круг поиска до Византии, Италии, Индии -- опять НИЧЕГО! Надеюсь, в этом сообществе мне что-нибудь подскажут по этой части "биографии" крина.
Зато в интернете мне удалось найти кое-что из отечественной культуры -- скифские орнаменты. Думаю, этот узор на скифском ковре из Пазырыкского кургана и есть ближайший родственник крину из многих древнерусских и средневековых русских деталей одежды и украшений

На предыдущем рисунке крин вписан в сердцеобразную полость, т. е. он включён в систему элементов, которая вряд ли может появиться в результате случайного совпадения. По-моему, он ближайший родственник крину с этого талдомского наличника.

В статье Макаровой Т.И. приводится таблица с похожими кринами из украшений древнерусских соборов
