Валентина (uchitelj) wrote in ornament_i_stil,
Валентина
uchitelj
ornament_i_stil

Category:

Королевский фарфор Нидерландов - Делфтская фабрика

Оригинал взят у kaihopara в Королевский фарфор Нидерландов - Делфтская фабрика
Продолжая бессистемный обзор хайлайтов, вырванных из контекста нашего автомобильного путешествия по маршруту «Москва-Остенде» с заездом в Данию, Голландию и Люксембург, не могу пройти мимо и не остановиться на одной достопримечательности, прославившей небольшой город, окружённый тысячами каналов посреди абсолютно плоских полей региона Zuid Holland в Нидерландах. GКарта

Переносимся в стотысячный городок Делфт (Delft), который мы выбрали местом ночёвки на пути из Гааги в Роттердам . Собственно. Мы не связывали с Делфтом особых надежд на какие-то особые достопримечательности (если честно – просто следовали рекомендации по кемпингам – а кемпинг там чуть ли не лучший в Нидерландах – Delftse Hout) – банально не успели по дороге прочитать, чем городок знаменит, но на наше счастье LP и персонал кемпинга наставил нас на путь истинный и оказалось, что в Делфт мы попали очень и очень удачно.

Во-первых – город прославился благодаря своему уроженцу – одному из величайших художников голландского Золотого Века – Яну Вермееру, а во-вторых благодаря расположенной в нём Королевской Фабрике Фарфора – официальное название которой звучит как Koninklijke Delftsche Aardewerkfabriek, которая с середины 17 века производит расписанную вручную керамику бело-голубых тонов, которая русским глазом однозначно воспринимается под именем Гжель. Собственно речь и пойдёт именно об этой фабрике.




Фабрика была основана в 1653 году и с тех пор производит известный во всей Европе Делфтский Фарфор и является единственным подобным производством с такой богатой историей, продукция которого очень высоко ценится в Старом Свете. В наши дни на фабрике производится в основном дорогая керамика ручной работы (на два порядка дороже ручной работы мастеров Гжели), а в структуру концерна, владеющего фабрикой, входит ещё несколько производств, делающих более дешёвую (вплоть до «штамповки») продукцию. Королевская Фабрика открыта для посещений и порядка 140 000 человек в год приезжают сюда чтобы посмотреть лучшие работы мастеров, выставленные в музее, понаблюдать воочию процесс рождения Делфтской Керамики – от лепки, до росписи и обжига, поучаствовать в мастер-классах или приобрести в магазине при фабрике эксклюзивную вещицу или банальный расписной бело-голубой магнит.


Билет на посещение выставки и мастерских стоит EUR8, еще EUR2 возьмут за аудиогид (ENG/NED), но можно сэкономить половину стоимости взяв в кемпинге или отеле путеводитель по Делфту со скидочными купонами (мы были удивлены, но от скидки не отказались и утащили из кемпинга эти самые купоны). С парковкой проблема – перед фабрикой на Rotterdamseweg есть всего пять мест для бесплатной парковки, и нам, как рано приехавшим досталось одно из них.

Сразу после receiption вы попадаете в помещения мастерских по росписи – немного нелогично, но так уж устроено это старинное здание.

Вот художница расписывает изделие (обратите внимание - на стене Девушка с жемчужной серёжкой Вермеера)



А дальше вы попадаете в несколько небольших залов с произведениями старых мастеров.

Основной «фишкой» бело-голубого голландского фарфора являются вазы для тюльпанов – сложные конструкции утыканные пазами в которые вставлялись живые цветы (увы ни одного кадра не получилось – сложный свет) и всевозможные образцы керамической плитке, расписанной мастерами вручную.



У фабрики есть своё клеймо – знак Королевской Фабрики Фарфора, которое ставится только на безупречное произведение мастеров, и никогда – на «ширпотреб».



По стенам музея вывешены разные картины, расписанные по керамической плитке:
Морские баталии, восславляющие превосходство Королевского флота



Особое место занимает неоднократно воспроизведённая разными мастерами и в разном формате легендарная картина Рембрандта – Ночной Дозор



Репродукции выполнены как в виде традиционной росписи, прошедшей обжиг



Так и в виде расписанной кобальтовой краской керамики до обжига (если ошибаюсь - поправьте).



Многочисленные вазы и «тюльпанницы» в музее фабрики также показываются в формате «до обжига»



И после него



После секции «передовиков» производства наступает черёд залов, где выставлены экспонаты, сделанные «под событие».

Это, в основном, расписные блюда, как например вот это, сделанное в честь высадки человека на Луну



Или серия памятных изделий в честь достижений авиаторов 20 века.





Есть небольшая секция, посвящённая авторским работам современных художников на заданную тему



Или дизайнерские работы художников «извне», как, например вот эта «японская» серия.





Особое место занимает комната, в которой экспонируются произведения, посвящённые Королевскому Дому и королеве Беатрикс лично



И в том числе давней королевской свадьбе



У фабрики есть небольшой внутренний двор, в который можно выйти как раз из комнаты, посвящённой Беатрикс – стены внутреннего двора отделаны ещё одним видом продукции фабрики – мозаичными панно, как например вот это – с чётким совковым отблеском пролетария в борьбе с капитализмом.



Далее – производство.

При входе в цех стоит вот такая вот керамическая корова в масштабе 1 к 1



Примеры готовой продукции – блюда с нанесённым рисунком и расписная плитка



Печи для обжига керамики (не сравнимы по размеру с теми, которые стоят в цехах заводов Гжели)



Наглядная демонстрация четырёх стадий – лепка, глазурирование, роспись, обжиг.



Вообще, следует сказать, что процесс производства немного отличается от того, что мы лицезрели на Гжелевской фабрике, хотя внешне неподговтоленный человек сразу может сказать, что изделия похожи и делаются одинаково.

Начнём с того, что голландцы честно и сразу заявляют – да, украли рецепт у китайцев и не приходится слушать заунывное пение экскурсовода об уникальной технологии, гениальных мастерах и особой глине (ни слова о том, что технику придумали китайцы Вы в Раменском районе Подмосковья не услышите). А ведь голландцы лет на двести раньше росписью занялись...
В Делфте и печи меньше и производство менее масштабное – но цена расписанного вручную изделия, прошедшего многоступенчатую систему контроля качества и признанного достойным нести клеймо фабрики (когда мы зашли в фабричный магазин и подержали в руках маленькое блюдце стоимостью более EUR200 нам лично объяснять ничего больше не надо было) .



Ну и детали самого процесса тоже разнятся – в частности у нас покрывают изделие глазурью, окуная его в тазик, а голландцы аккуратно распыляют глазурь через пульверизатор.



Делфсткая керамика очень ценится и, если Вы хотите потратить деньги на настоящий кусочек бело-голубого голландского чуда, съездите на Делфтскую Фабрику. Здесь вы гарантировано не получите фарфор “made in china” и сможете купить уникальный предмет, который с годами будет становиться всё ценнее.

_______________________________

Today’s story was also taken out of the context of our summer trip from Moscow to Belgian Oostende via Germany, Denmark and the Netherlands and it takes us to the city of Delft, located in the middle of the absolutely flat surface of Zuid Holland carved by thousands of canals.

Delft is quite famous thanks to its two attractions: the famous golden-age painter Vermeer, who used to live here and the Royal Porcelain Factory, which produces different types of white and blue ceramics since 1653.

The hand painted items, produced by the Koninklijke Delftsche Aardewerkfabriek are well known all across the Western Europe and are estimated to be examples of the Dutch fine art with an appropriate price tags. But the factory isn’t only a place to produce the porcelain, but it also gives to some 140 000 people yearly to learn how do they do it and even to take part in some workshops, where you can try to paint something yourself. And don’t forget to browse around their gift shop. 

Tags: Голландия, Делфт, Нидерланды, перепост, посуда, фарфор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment