tiny_rat (tiny_rat) wrote in ornament_i_stil,
tiny_rat
tiny_rat
ornament_i_stil

Category:

Древнеиранский отдел в Музее азиатского искусства г. Вашингтон.

Originally posted by tiny_rat at Клубничный сезон
Иран.
В домусульманском Иране все звери питались клубникой. Она росла на высокой лиане и была очень вкусной. Вы же не будете меня расcтраивать, что это виноград.

1. Lid, 6th-7th century, Sasanian period, Silver and gilt


2.


3.


4. Plate, 500-700, Sasanian period, Silver gilt


5.


6. Disk, 7th century, Sasanian period, Silver and gilt; hammered, chased, gilded


7.


8. Plate, 7th c, Sasanian period, Silver and gilt


9.


Я продолжаю публикацию экспонатов Вашингтонского Музея азиатского искусства и сегодняшний пост о домусульманском Иране в эпохи Ахеменидов, Парфянскую империю и Сасанидов. Культура древней Персии оказала большое влияние не только на культуру мусульман, но и христиан. Для меня интересно, прежде всего, влияние на культуру Закавказья.

Персия берет начало с Элама - государства, существовавшего на юго-западе Ирана до конца 2 тыс. до н.э. После разорения Элама Вавилоном и Ассирией, эламский город Аншан заняли персы. В середине 6 в до н.э. царь города Аншана, Кир II, покорив Вавилон и Мидию и оъединив персидские племена, объявил себя царем Персидского царства, и стал основателем династии Ахеменидов. Ахеменидская Персия быстро расширилась и при Дарии I в конце 6 в. до н.э. простирались от Египта на западе до реки Инд на востоке, и от Аральского моря на севере до Индийского океана на юге, став самым крупным государством в мире на тот период времени. Оно продержалась до 330 г. до н.э., когда столицу Персеполь завоевал Александр Македонский.

Персия унаследовала культуру Элама.

10. Finial, 8-7th c BCE, Iran or Syria, Ivory


11. Breastplate fragment, ca. 800-500 B.C.E. Iron Age III, Gold


12. Phiale with inscription, 499-400 B.C.E. Achaemenid period, Silver


После смерти Македонского, Персия перешла в руки его ставленникков - эллинистической династии Селевкидов, которую вскоре вытеснили парфяне. Парфяне перекочевали с юга России и были ираноязычными, хотя в культурном отношении мало отличалась от эллинов.

Ритоны появились во 2-м тыс. до н.э. на Ближнем востоке. Греция адаптировала эту традицию оттуда.

13. Spouted vessel with lion protome, 1st century B.C.E.-1st century C.E., Parthian period, Silver and gilt


14. Spouted vessel with lynx protome, 1st century B.C.E.-1st century C.E., Parthian period, Silver and gilt


15. Spouted vessel with lynx protome, 1st century B.C.E.-1st century C.E., Parthian period, Silver and gilt


16. Spouted vessel with gazelle protome, 4th century, Sasanian period, Silver and gilt
Видны следы краски.


17. Spouted vessel with gazelle protome, 4th century, Sasanian period, Silver and gilt


18.


Парфянское царство просуществовало до начала 3 века, когда последний царь династии Аршакидов был убит конкурентом из персидского рода, и последний, Ардашир, объявил себя шаханшахом и первым правитем империи Сасанидов.

Сасанидский Иран (224 - 642 гг.) был несколько меньше державы Ахеменидов, но его территория доходила до Кавказа. Влияние древнеперсидского искусства на искусство Закавказья, на мой взгляд, лучше всего заметно по чеканке.

В ранний Сасанидский период все изделия из серебра делались только мастерами, работающими на правителей. Такие тарелки не были предназначены для еды или питья, а выставлялись во дворце шахиншаха, как украшение. Либо их делали для подарков влиятельным дипломатам и для поощрения знати.

На большинстве тарелок изображен шахиншах, однако, не всегда, например, здесь - нет. Как узнали? На правителе должна быть корона и/или меч.

19. Bowl, 3rd century, Sasanian period, Silver and gilt


Много тарелок с одним и тем же сюжетом -  шаханшах охотится на различных зверей.
Некоторые рельефы имеют составные детали. Например, эта тарелка, на которой изображен Шапур II, сделанна из 19 частей. Выступающие части отливались отдельно и прикреплялись в нужных местах. Это один из ранних экземпляров использования этой техники.

20. Plate, 4th century,  Sasanian period, Silver and gilt


21.


22. Plate, 600-800, Sasanian period, Silver and gold


23. Plate, 600-800, Sasanian period, Silver and gold


24. Plate, 7th century, Sasanian period, Bronze


Снова клубника :)
25. Elliptical bowl, 6th-7th century, Sasanian period, Silver and gilt


Еще :)
Заметно слияние греческого и восточного. Греческий бог виноделия Дионис, известный в романском мире как Бахус, проник и сюда. Он сидит на колеснице, справа голая Ариадна и голый Геркулес. Изображение Диониса с женскими чертами встречается довольно часто.

26. Plate, 5th-7th century, Sasanian period, Silver and gilt


27. Лев лакает прямо из кувшина, как будто нашел валерьянку.


Идентификация женских образов спорна. Это могут быть вакханки, спутницы Вакха, или персонификации сезонов, или месяцев. Кроме того, т.к. параллельно зороастризму и греческой мифологии в Персии существовали и другие культы, то фигурами могут быть популярные в то время боги. Например был популярен культ богини Анахиты - древнеиранской богини воды и плодородия, поэтому некоторые изображения на сосудах связывают с ней.

Подобная посуда была элементом престижа и использовалась во время пиршеств.

28. Ewer decorated with female figures, 6th-7th century, Sasanian period, Silver and gilt


29.


30. Ewer decorated with female figures, 6th-7th century, Sasanian period, Silver and gilt


31.


32. Vase, 6th-7th century, Sasanian period, Silver and gilt; hammered, repousse, chased, gilded


33.


34.


35. Vase; 6-7th c, Sasanian period, silver and gilt


36. Ewer, 500-800, Sasanian period, Silver gilt


37. Hemispherical bowl, 7th-8th century, Sasanian period or later, Silver and gilt


38.


39. Ewer, 3rd quarter of 10th century, Iran, Buyid period, Gold
Этот сосуд стоял отдельно, между древнеиранским отделом и мусульманским. В 10 веке на большей части территории Ирана господствовал ислам, однако персидская культура сохранялась еще долго. Было написано, что некоторые правители Ирана игнорировали мусульманскую культуру, продолжая жить по-старинке.


Следующим будет отдел исламского искусства.
Предыдущие посты про Японию и Китай тут (http://tiny-rat.livejournal.com/297058.html) и тут (http://tiny-rat.livejournal.com/297963.html).
Tags: Иран, орнамент, рельеф, торевтика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments