Валентина (uchitelj) wrote in ornament_i_stil,
Валентина
uchitelj
ornament_i_stil

Category:

Ткани: аксамит

Оригинал взят у divanna в Ткани: аксамит


Оплечье саккоса. Бархат аксамиченный. Италия, XVI в.


Аксамит. Загадочное слово, таинственный смысл которого неясен до сего дня. Ученые спорят о происхождении, названии и способах выделки драгоценной ткани. Одни исследователи связывают аксамит с греческим examiton (что переводится как ткани из 6 нитей). Другие относят этот термин к латинскому слову, обозначающему то бархат, то атлас, то парчу.


В полумраке музейного хранилища аксамит тускло мерцает золотом на красном шелке. В ярко освещенных выставочных залах золотое узорочье блистает, притягивает взгляды любопытных. Кажется, что перед нами работа злато-кузнеца или искусное шитье. Однако это ткань, выполненная ручным способом из шелковых, золотых и серебряных нитей.


История аксамита, его появления в Киевской Руси и Московском государстве очень занимательна. В давние языческие времена восточные славяне, обитавшие по берегам великих рек, на пути из Варяг в Греки, не раз сталкивались с богатыми купеческими караванами. Уже тогда их внимание привлекали драгоценное оружие, украшения и великолепные узорные ткани. В Х веке, после принятия князем Владимиром христианства по греческому обряду, связи с Византией усилились и окрепли. Киев стал спорить с Константинополем в роскоши убранства. Вместе с греческими священниками в русские земли приходили строители, художники, книжники, ювелиры. Драгоценные ткани играли далеко не последнюю роль в торжественном православном обряде.


Среди многочисленных узорных шелков, привозимых иноземными купцами из стран Востока и Запада, аксамит ценился особенно высоко. Документы, датированные 1164 годом, сообщают, что князю Ростиславу греческий царь прислал «дары многие: аксамиты и поволоки и вся узорочья разноличныя». Аксамитами в Византии назывались лучшие сорта шелковых тканей. В их узорах золотом вытканы геральдические орлы и грифоны, симметричные, размещенные в кругах с растительным и геометрическим орнаментом. Куски подобной ткани были извлечены из гробницы князя Андрея Боголюбского и хранились в Успенском Соборе города Владимира.


К XV веку техника изготовления этих византийских тканей была забыта, но название «аксамиты» сохранилось и перешло в Италию. Мастера из Флоренции и других центров ткали очень сложные в техническом отношении и замечательные по художественному впечатлению материи. Итальянский аксамит настолько высоко ценился, что из него шили (раньше употребляли более емкое и точное слово - строили) самые парадные царские одежды и облачения высших иерархов церкви. Знаменитый саккос патриарха Тихона (хранится в Оружейной палате) датируется 1654 годом. Стан саккоса из итальянского аксамита покрывают великолепные украшения. Вес облачения достигает 24 килограмм, из них половина приходится на ткань.



Аксамит петельчатый. Италия, XVII в.


Аксамит напоминает тонкий металлический лист. В его основе - очень плотный цветной шелк. Чаще других встречаются зеленый или темно-красный (червчатый) цвет, реже желтый. Эта основа служит скреплением для трех сквозных утков. Первый уток из шелка-полусырца пробрасывается толстым пучком в несколько десятков несученых нитей и саржевым переплетением образует с основой очень плотную ткань. На нее наложено еще два утка: один из тонкого желтого шелка, редким слоем, служащим фоном для третьего утка из нитей пряденого золота. Аксамиты бывают гладкими, с особой плоской выработкой узоров. Но чем лучше, чем богаче аксамит, тем значительнее и пышнее его орнамент. Образуется он из петель различной величины. При изготовлении петельчатого аксамита пряденое золото оплетает металлический прут (булавку). Когда ряд петель закончен, зёв ткацкого стана закрывают, и прут вытаскивают. Выделка аксамита требовала от ткача фантастической виртуозности. Орнамент для этих ткачей создавали художники, безупречно владеющие искусством сложного плоскостного растительного орнамента, с массивными цветами и листьями, с геральдическими элементами - коронами, вазонами и т.д.




Саккос. Аксамит петельчатый. Россия, 1896 г.


На Руси аксамиты воспринимали как образы высокого искусства. В Царицыной мастерской палате вышивальщицы подражали аксамиту, имитируя иглой не только мотивы великолепных узоров, но и строение ткани, воспроизводя петли и «землю». Возникло выражение «шитьё на аксамитовое дело», вошедшее в язык официальных описей XVII века. В XVIII столетии аксамит уходит из церковного и царского быта. Последний всплеск интереса к аксамиту возник в конце XIX века в связи с коронацией Николая II этому событию лучшая парчовая мануфактура России, принадлежавшая купцам Сапожниковым, выткала ткань, повторяющую древний «петельчатый аксамит» с изображением двуглавых орлов. Ткань шла на церковные облачения православных иерархов, участвующих в коронации. Сделано это было с неподражаемым мастерством и блеском.


Ольга Гордеева


На иллюстрациях вещи из собрания ГМИ, фото: В.Мочуговский
«ТекСтиль», октябрь-декабрь 2000 г.

Tags: перепост, текстиль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments