Валентина (uchitelj) wrote in ornament_i_stil,
Валентина
uchitelj
ornament_i_stil

Categories:

КЕДЛСТОН: эталонный Adam style

Оригинал взят у av4 в КЕДЛСТОН: эталонный Adam style
Кедлстон-холл важный памятник не только для англичан и не только тема для разговора о европейском неоклассицизме. Для русских он ценен как прямой предшественник любимого всеми Павловска и чистейший образец того стиля, которым восхищался начинающий Чарлз Камерон и который он в 1779 году привез в екатерининский Петербург. Кедлстон - одна из самых тонких и элегантных английских усадеб, эталон вкуса просвещенной аристократии, боготворившей античность. Это ученое искусство, для умеющих читать текст аллюзий и опознавать прямые цитаты из освященных модой первоисточников.





Кедлстон-холл (Kedleston hall) в графстве Дербишир строился для семейства Керзонов, которым принадлежал до недавнего времени. Сейчас усадьба находится в управлении Национального фонда объектов исторического интереса либо природной красоты (National Trust for Places of Historic Interest or Natural Beauty), иначе называемого Национальным трастом. Строился дворец в 1759-1765 гг., а интерьеры отделывались еще и в 1770-х. Первоначальный проект был разработан Джеймсом Пэйном, затем подключился ставший вскоре очень модным и очень востребованным Роберт АДАМ (1728-1792).

В основе планировки любого уважающего себя английского дома - просторный холл. Часто и зал, и вестибюль, и лестница одновременно. У Адама холл решен как коринфский храм-периптер, вмонтированный в сердцевину дворца. Опять античные миражи, вслед за аркой на фасаде. Кстати, такой тип холла-храма не Адамом придуман. Он впервые опробован еще Уильямом Кентом в Холкэм-холле в 1730-е. Что-то похожее в интерьерах будут делать Камерон и Бренна в Павловске.



Холл Кедлстона


Типичный изыск стиля Адамов. Роберт работал вместе с братом Джеймсом, отсюда и термин во множественном числе. Много легкой и тонкой деталировки. Изящное украшательство рококо, переведенное на язык античных форм и сюжетов. Вообще от рокайля у Адамов позаимствовано очень многое, только не все и не сразу это видят.






А вот здесь узнаются характерные ходы Камерона в интерьерах Царского Села и Павловска. Камерону было у кого это все подсмотреть на родине.

На оси холла под куполом находится второе узловое помещение - салон или круглый зал. Это вмонтированный внутрь здания Пантеон или что-то обобщенное на тему ротондального античного храма. Тоже храмоподобный зал, вместилище муз. Адам воспроизвел здесь римский кессонированный купол и ниши с как бы погребальными урнами.









Стиль Адамов по сути еще и дизайнерский, предполагает единство решений в большом и малом. Адамом спроектировано все - от фасадов и конструкций до дверной ручки. Мебель заказывалась близкому по манере Томасу Чиппендейлу.



Есть комнаты и более затейливые, где рококо еще совсем живо. На падуге потолка почти завитки Ринальди, хотя это тоже  Адамы.





 А вот эта занимательная штука совсем не из медицинского арсенала, это кресло для удобного чтения.





Супружеская чета Керзонов. Не кто-нибудь, а Гейнсборо.

В спальне роскошный пальмовый балдахин над кроватью. Тоже времени Адама, хотя мы бы сказали, что рококо. К вопросу об условности стилевых границ. Эпоха вмещала и соединяла одно с другим.







И тут же в столовой геометрическая строгость помпейского декора. Опять вспоминается наш (хотя какой он наш, он тоже их) Камерон.





Там же в столовой висит щедрый на фактуру съедобной плоти Снейдерс






Tags: XVIIIв., Англия, интерьер, классицизм, мебель, орнамент, перепост, рельеф, скульптура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments