Валентина (uchitelj) wrote in ornament_i_stil,
Валентина
uchitelj
ornament_i_stil

Category:

Процесс изготовления перегородчатой эмали

Оригинал взят у glaccc в Монументальная, декоративная, перегородчатая... (продолжение)   
Здесь      http://glaccc.livejournal.com/10263.html  начало


Продолжение работы. Нанесение ювелирных красок, роспись и прочее..



Среди читателей этого журнала много художников, но горячей эмалью занимаются буквально один-два человека, среди который, например, прекраснейшая enamelena.
Поскольку для остальных это занятие еще более неизвестная вещь, чем для меня, то буду сопровождать картинки пояснениями.

Разновидностей эмали очень много, хотя все эти виды по сути одно и то же: стекловидное вещество, окрашенное солями различных металлов. Бывают эмали, напоминающие по консистенции гуашь, это мелкодисперсные краски, наносить которые на металл довольно легко. Чаще всего они более тугоплавкие и непрозрачные по виду (после обжига, разумеется). Такого плана эмали для стали используются в промышленности: эмалирование посуды, электроплит, словом, различных бытовых предметов. Но есть непрозрачные (опаковые) эмали именно художественного назначения; превосходную палитру таких красок представляют различные иностранные фирмы. "Иностранные" - ключевое слово.
Ювелирные эмали - более стеклянные, более легкоплавкие и часто довольно прозрачные: конечно, очень красиво, когда в ювелирных изделиях эмаль светится, как цветной леденец.
Выглядят они как брикет стеклянного мыла.



Его превращают сначала в крупную стеклянную крошку, потом разбивают и растирают еще мельче, потом делают из него стеклянный песок, который наносится на металл (в нашем случае - на медь).
Есть еще надглазурная эмаль, это прямо совсем красочка-красочка, ею делают роспись на эмалевых плакетах (как пример - финифть). В этих красках красящего пигмента много, а "стеклянной" составляющей (флюса) - по минимуму. Безусловно, в этой технике есть сложности и в ней необходимо мастерство, но все-таки эти краски хотя бы можно наносить тонкой кисточкой, т.е. рисовать, как нормальные художники! 

А краски производства Дулёвского завода накладываем так. Выравнивание - водой.



Везде, где до обжига была неприкрытая краскаями медь, после обжига образуется оксид, медная окалина. Ее надо очень тщательно удалять. И с торцов, и с лицевой стороны, и везде-везде. После каждого обжига. И печку перед работой (пока остывшая) тщательно очищать, удобно это делать с помощью пылесоса. Перед каждым днём обжига.
На фото окалину удаляют с перегородок при помощи пластины с алмазным напылением. Также в различных случаях применяется наждачная бумага, бруски, надфили, напильники и тд.. Это делают под проточной водой, чтобы тщательно смыть окисел и чтобы не дышать этой взвесью.
Если лохмушка окалины попадает на эмаль во время обжига, образуя припеченную черную кляксу, ее потом убирают ручной бормашиной. Но это не всегда помогает: миниатюрную работу можно испортить окалиной насовсем.



Температуры обжига эмалей разнятся. Это зависит от свойств той или иной краски, и теоретически они известны. Кроме того, при каждом новом обжиге эмаль может менять качество цвета - и в лучшую, и в худшую сторону, в ее структуре могут проявляться нижние слои-подкладки, может больше выдаваться стекловидная составляющая, может напрочь выгорать красящий пигмент -  словом, очень и много различных тонкостей. И даже если вы знаете о них, вероятность того, что вы получите на выходе то, что ожидаете, не так уж велика.

Кроме того, здесь с художником вступает в единоборство голая физхимия и сопромат...



Большой кусок меди и кусок большой толщины нагревается одним образом, а тонкий - по-другому. Обжиг занимает разное время. Маленькие эмалевые плакеты величиной с ладонь обычно обжигаем 100 секунд, а запчасти для этой иконы, на толстых (1 мм) листах меди обжигали до 5 минут!
Значит, и эмаль на них ведет себя по-разному.
При нагревании предметы расширяются, как говорил тов. Мизандари.
Пласт меди раздаётся вширь (а иногда еще и наискосок-наперекосяк), а если на нем ещё закреплена проволока в виде перегородок, то при остывании проволока снова дает усадку и сжимает пластину.
Важно хорошенько придавить пластину после печи. И дать совершенно остыть под тяжелым прессом.



С "личным" письмом были большие сложности. Лица, руки, горки писались опаковыми красками, которые не терпят соседства с легкоплавкими ювелирными. А у нас так и было...
Легкоплавкие краски могут затекать под перегородки, а если при посадке в печь крупинки отскакивают, то они потом выплавляют на поверхности пятнышки.
По моему мнению, вся эта работа - авантюра. Задача авантюрная: многофигурная композиция, да еще ограниченная каноническими, стилистическими особенностями, большой размер произведения, вынуждающий делить плоскость на фрагменты и работать по частям. Но наш Предводитель, похоже, даже радуется, когда предстоит нечто неизвестное и необычное: "Ну давайте сделаем! Это же сложно!"
Образ предназначен для украшения внешней стены часовни. Именно потому, что икона будет на улице, выбрана техника эмали - это очень прочный материал.
Как по-другому можно было выполнить эту и многофигурную, и монументальную композицию - не представляю. В любом случае, мы получили колоссальный опыт. В ходе работы стало ясно, где мы ошиблись с самого начала, и какие приёмы оказались удачными прогодятся в будущем.

И всё же, как делалось "личное письмо".
Сначала ячейки, где "личное", кроются грунтом. Обжигаются. Очищаются.



Потом - охрой, тут она аналог санкири в иконописи.



И обжигаются. А перегородки снова и снова зачищаются от окалины....



А модуляции делались венгерской краской, известной под названием "люф". Прогары иногда огорчали, иногда добавляли живописности.



Особенность ювелирных красок в том, что ими практически невозможно создать живописные "растяжки". Эти краски ведь по виду, как песок.
Хотя при некотором старании - можно. Один цвет разных тонов "намывается", т.е. наносится в сыром виде, подплавляется водой, подсушивается, закрепляется лаком для волос "Моя Прелессть" и - обжигается.
Нимбы на образе сделаны люстровой краской (хлорное золото).



Надписи на свитках делали надглазурными красками.



Еще сделаны не все обжиги - деталь с ликом Богородицы не закончена - но уже соединяем, прикидываем, как оно будет смотреться...



Предстоит еще сложнейший этап: сборка и крепёж деталей на подложку, монтаж на стену, обрамление лепной рамкой.
Фрагменты значительно разширились после неоднократных обжигов (местами по 5 мм с каждой стороны), так что сборка будет непростой...

Этот этап будут вести сильные, смелые и лучшие из нас.



Когда все завершится, я покажу, как образ будет выглядеть на стене часовни.
Хочется верить, что....





Tags: мастер класс, перепост, эмаль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments