Валентина (uchitelj) wrote in ornament_i_stil,
Валентина
uchitelj
ornament_i_stil

Category:

Драгоценные пояса - символы богатства и власти

Оригинал взят у aldanov в Драгоценные пояса - символы богатства и власти.

 Облечение человека на всем протяжении истории служит для визуальной демонстрации шкалы социальных различий и властных возможностей.  И формы, которые тут возникают, веьма часто  становятся устойчивыми символами власти. Это относится, например, к драгоценным поясам – золото,  драгоценные камни, тонкая работа – все работает на передачу ощущения выделенности носителя такого пояса. Кроме того, пояс и головной убор   завершают одежду, являются, если наукообразно  сформулировать,  «терминальными семиотическими знаками статуса». Скажем, венцы, короны, тиары, собольи  или пыжиковые шапки – явдяются в разных системах такими знаками.

В отличие от головного упора, столько привычного в этой роли, традиция драгоценного пояса не так осознается сегодня. Хотя так было не всегда. Попробую сделать небольшой обзор, конечно,  лишь пунктирный. Он такой принципиально: слишком многое уже не существует. Но и то, что чудом сохранилось, говорит о традициях, взаимосвязях,

 Начнем с   древностей самых что ни на есть древнейших, египетских:

image001
Золотой пояс визиря и сына фараона пятой династии Нюсера Иси (около 2445-2421)  Пташепсеса (Ptahshepses). Его саркофаг в разграбленной гробнице остался нетронутым и сохранил этот замечательный пояс. И он служит доказательством, что уже и в столь ранние времена пояс  осознавался, как символ власти.

Что касается самих поясов фараонов, то их многочисленные изображения можно встретить  в количестве сотен образцов на барельефак, статуях и иных артефактах.

image002
Статуя  Рамзеса в Луксоре

image003
Тутанхамон-охотник, золотая пластинка из гробницы. Пояс со свисающими концами - часть его облачения

image004
Позолоченная плашка с пояса из гробницы Тутанхамона

Конечно, статусные пояса можно увидеть и на шумерских и ассирийских барельефах

image005
Ассирийский царь охотится на львов с колесницы – на широком  поясе подвешено подобие длинного кинжала.

image006
Мардук преследует и убивает Тиамат.  Барельеф на стене дворца ассирийского царя Ашшурбанипала  II в Нимруде, время   885-860 B.C.Тут нас заинтересуют сандалии и  широкий  пояс героя, к которому крепится оружие.  

Жаль, драгоценных ассирийских поясов того времени не сохранилось. Разве что можно представить следующий бронзовый пояс примерно 9-8 вв. до н.э, исполненным в золоте и украшенном драгоценными камнями. Хотя, конечно, в этом случае и работа была бы еще более тонкой.

image007
Бронзовый ассирийский пояс, хранящийся в музее Детройтского иститута искусств.

Великолепный золотой пояс, который относят к 1000-1200 гг до н.э., был найден во Франции.

image008
Пояс, найденный вблизи Guînes  -  the Pas-de-Calais Department - National museum of archaeology, in Saint-Germain-en-Laye. Он загадоченкто его сделал? По уровню технологии он кажется выше того региона, в котором его нащли и является, скорее всего, вещью привозной.

Традиция драгоценного пояса была распространена среди индоевропейских народов очень рано – см. След фото

image009
Золотой наконечник драгоценного пояса, найденный в кочевничьей могиле 7-6 вв. в Казахстане отсылает нас к иранским традициям – будь скифским или прямо персидским.

Любопытный пример восприятия египетской традиции на Ближнем Востоке – статуя Дария I Великого (522-486 гг. до н.э.), обнаруженная в 1972 году при раскопках Суз. Статуя исполнена в египетском стиле, с египетскими иероглифами на статуе и, в том числе, на  поясе Дария в египетском стиле.

image010

 Считается, что в период владычества персов над Египтом, где правителем был сын Дария, статуя стояла в Гелиополисе и была вывезена оттуда в Сузы во время восстания Египта против персидского господства.

В рамках развития персидской традиции – этот золотой пояс, но значительно более позднего периода:

 

image011
The Sasanian period (224-637 AD). 

 

 В Греции, конечно,  же драгоценные пояса были также восприняты рано.

image012

image013
Фото   греческого серебряного пояса, изображающего на отдельных плашках эпизоды Троянской войны – в целом и его часть с увеличением. Пояс выставлен на вилле Гетти ( Getty Villa in Pacific Palisades) Датировка пояса – около 540-530 гг. до н.э.   Из http://helens-daughter.livejournal.com/pics/catalog/481/19209

 

image014
Фрагмент золотого пояса  - Археологический музей Дельф. Данные о времени изготовления отсутствуют, но, он, вероятно, создан еще в в архаический период.

image015
Золотой пояс из Музея Бенаки, Афины. 3 в. до н.э.

image016

image017
Золотые пояса с камнями и вставками эмали конец 3-начало 2 в. до. Н.Э. Археологический музей Афин.

image018
Золотой пояс, 3 в. до н.э. Афины, Национальный археологический музей.

Примерно к тому же времени относится пояс с другого конца Евразиии – из Китая, где драгоценные пояса делались не только из золота, но также из нефрита.

image019
Золотая плашка с драгоценного  пояса 2 в. До н.э. Gold Belt Plaque, 2nd century BC, Western Han Dynasty, Length: 13.3 cm; Width: 6 cm, Excavated from Shizishan, Xuzhou, Xuzhou Museum, Jiangsu Province.

Греческие и китайские пояса оказывали влияние на творчество соседей – греки повлияли, к примеру, на иллирийцев и кельтов, хотя у них было много своего, оригинального.

image020Сюжет на плашке бронзового позолоченного пояса из   Словении, 5 в. до н.э.  
Naturhistorisches Museum, Vienna

 

image021
Кельтский золотой пояс из Астурии, около 5 в. до. н. э.

Ну и в заключение несколько примеров византийских и варварских и китайских поясов более поздних времен

image022
Части золотого пояса из клада византийских предметов, укрытых аварами в Албании, 7 в. н.э, Музей Метрополитен, Нью Йорк

image023

image024
олотые пряжки византийских  поясов 6-7 вв. 1 – выставлялся на аукционе Кристи в 2011 году, 2 -   Walters Art Museum, Балтимор, США

 

Вероятно, следуюзая далее массивная золотая пряжка короля саксов сделана византийским ювелиром

image025
Золотая пряжка пояса короля саксов 7 века (возможно, Редволда) из погребения в корабле в Sutton Hoo Хранится в Британском музее.   Вес пряжки  412,7 г.


 И, наконец, плашка с китайского драгоценного пояса, столь полюбившегося и монголам.

image026
Belt  Chape Illustrating the Legend of Jiang Shang, Yuan dynasty (1271–1368), China. Gold; H. 4 5/16 in. (10.9 cm); W. 2 13/16 in. (7.2 cm). Lent by Nanjing Museum

 


Tags: Древний Египет, Древняя Греция, Междуречье, аксессуары, ювелирное искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments