Валентина (uchitelj) wrote in ornament_i_stil,
Валентина
uchitelj
ornament_i_stil

Category:

Симург

Оригинал взят у schwarzze в Симург



Керамическая чаша из Самарканда, 10 в.н.э.



Симург - фантастическое крылатое существо из персидской мифологии.

Слово симург происходит от среднеперсидского (пехлеви) sēnmurw (ранее sēnmuruγ), в среднеперсидских текстах (пазенд) встречается слово sīna-mrū. Это слово в среднеперсидском восходит к авестийскому словосочетанию mərəγō Saēnō - "птица Саено" (хищная птица, орел или сокол) что, вероятно, происходило от древне-санскритского слова śyenaḥ - хищная птица, орел.

Согласно персидской мифологии Симург выглядит как огромный сокол с женской грудью (см. первую иллюстрацию) или как хищная птица с чертами льва или собаки. По легенде, Симург настолько стара, что трижды пережила конец света. Мудрость Симург неисчерпаема.



Симург на позолоченном серебряном блюде, династия Сасанидов (VII—VIII вв. н. э.)

Считалось, что Симург способна очистить землю и воду и, следовательно, даровать плодородие. Симург вьет гнездо на Древе жизни, что стоит посреди Мирового моря. На этом дереве созревают семена всех целебных растений. Когда Симург взлетает, с ветвей Древа осыпаются семена растений, с помощью которых люди исцеляются от всех болезней. Симург отдыхает, склонив на голову или плечо будущих правителей и священнослужителей, отмечая их как посланников Бога на земле.

Симург упоминается в поэме Фирдоуси «Шахнаме» (Фирдоуси потребовалось 35 лет, чтобы сочинить 60000 стихов (бейтов). Поэма была преподнесена султану Махмуду Газневиду (998-1030) в 1010 году, который отнёсся к поэме резко отрицательно, ибо её содержание противоречило деспотической захватнической политике султана. За свой труд Фирдоуси не только не получил никакого вознаграждения, но подвергся преследованию и долгие годы провёл в изгнании).
Согласно поэме, у героя Саама родился сын Заль. Ребенок был альбиносом, поэтому отец испугался, что младенца принесли демоны, и забросил его на вершину горы Эльбрус. Симург нашла ребенка и выкормила его грудью.



Zal, the albino, on the simurg. (Shahnamah Firdaws, Topkapi Palace Museum Library).

Она воспитывала Заля, делилась с ним своими знаниями, но когда юноша возмужал, он пожелал вернуться в мир людей. Симург не хотела расставаться с Залём, но отпустила его, подарив три золотых пера, которые нужно было сжечь, если ему когда-либо потребовалась бы её помощь.

Благодаря помощи Симург жена Заля родила ему сына - одного из величайших персидских героев - Ростама. Симург считалась покровительницей лекарей.The Simurgh: A Symbol of Holistic Medicine in the Middle Eastern Culture in History



Hippocrates on the simurg on his way to prepare drugs (Falname, Topkapi Palace Museum Library)

В азербайджанском фольклоре Симург зовется Зумруд (ср. изумруд). Она выступает в качестве посредника между землей и небом.

В тюркской лирике Симург – таинственная птица, проживает на горе Каф – горной цепи, по краю опоясывающей землю и поддерживающей небеса. В сказочных узбекских дастанах Симург – гигантская птица, как правило, помогающая герою.





У славян Симаргл (Семаргл) - бог огня, дома и очага, хранит семена и посевы. Имя Семаргла упомянуто в русских летописях — пантеоне князя Владимира. В славянский пантеон это божество, должно быть, перешло из скифо-сармато-аланских культов иранцев Восточной Европы. Очень интересна реконструкция М.А. Васильева мифологии и облика общеарийского, общеиранского и восточноиранского "прообраза" Семаргла:

Согласно "Ригведе", "Махабхарате" и "Авесте" надежно реконструируется следующий общеарийский миф: священное растение сома/хаома (арийское *sauma), находилось на высочайшей вершине "мировой горы"; отсюда его похитила птица Шьена (санскритское Syena)/Саэна (Сайна) и унесла в земной мир.
Возникновение этого мифа, относится ко времени, предшесвтующему распаду индоиранской языковой общности (примерно рубеж III - II тыс. до н.э. или первая половина - середина II тыс. до н.э.).
На основании тех же источников воссоздается еще одна общеарийская функция рассматриваемого образа как посредника между различными мифологическими мирами.



Фрагмент статуи Гаруды - орел в эпосе "Махабхарата", вобравший многие элементы мифологии Шьены. Бали.

На основании "Авесты", других зороастрийских памятников, "Шахнаме" , фольклора иранских народов восстанавливается следующий ряд связанных с Саэной-Симургом общеиранских мифологических представлений, дополняющий указанные индоиранские:
1. Он имеет местом своего пребывания вершину "мирового (космического) древа" (ср. место Шьены/Саэны на вершине "мировой горы"; "мировое древо" и "мировая гора" мифологически взаимосвязаны и взаимозаменяемы);
2. Саэна является одним из защитников "мирового древа" от вредоносных хтонических созданий "нижнего мира" (пресмыкающихся, рептилий и др.), вообще их постоянным противником;
3. Тяжестью своего тела Саэна стряхивает "семена всех растений" с "дерева всех семян", и они с небесными водами попадают на землю, обеспечивая в конечном итоге пропитание и исцеление людей.

Однако во всех перечисленных функциях Саэна-Симург являлся не более чем третьестепенным персонажем иранской мифологии (как и его "предшественник" в общеарийской). Это заставляет предполагать наличие у скифо-сармато-аланского "прообраза" Семаргла некоей дополнительной функции, сделавшей его культ особо значимым у какой-то части иранцев Восточной Европы и потому, в конечном итоге, обусловившей появления Семаргла в одном ряду с наиболее чтимыми богами, вошедшими в киевский пантеон князя Владимира. Ею могла быть функция покровителя отдельных людей (забота о Зале) и, особенно, человеческих коллективов (родов, племен).

По поводу славанских изображений птиц с чертами собаки или льва (на керамической тарелке Х в. из Гнездова, колтах, браслетах-обручах, средневековых книжных миниатюрах, бронзовой арке из Вщижа, угoльном камне Борисоглебского собора в Чернигове, "золотых дверях" Суздальского собора, двух рельефах каменного декора Георгиевского собора в Юрьеве-Польском), зачастую интерпритрованных, как образ бога Семаргла, Васильев приходит к выводу, что это рефлексия в древнерусском искусстве западноевропейских изобразительных драконов так называемого романского типа (анализ на основе письменных, изобразительных, лингвистических и фольклорных источников - очень подробный http://history.machaon.ru/all/number_10/analiti4/paganism/part3/index.html).



Рельеф с краеугольного камня Борисоглебского собора, Чернигов, Украина
Браслеты из старой Рязани (XII в.) с изображениями грифонов, семаргл и переплута.

Саэна-Сэнмурв-Симург в период существования индоиранской общности и после обособления иранцев мыслился как гигантский мифологический орел; это представление оказалось чрезвычайно устойчивым и сохранилось у иранских народов до наших дней. Так на гербе группы «Queen», созданном Фаррухом Бульсара, над фигурами возвышается симург, изображенный в стиле британской геральдики с крыльями с шипами, символизирующий власть над небом и землей.





Tags: Восток, азбука орнамента, зооморфный орнамент, перепост
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments