marialexeeva (marialexeeva) wrote in ornament_i_stil,
marialexeeva
marialexeeva
ornament_i_stil

Categories:

А была ли романика?

Я очень много пишу о романике - в своем журнале и вообще. А сколько еще журналов периодически употребляют этот термин! Но насколько деление на стили адекватно применительно к искусству столь давнему? Многолетняя практика работы со средневековым искусством доказала мне, что ни одно произведение нельзя подогнать в определенную стилистическую рамку: это скульптура чисто романская, а этот рельеф - готический. В любом произведении можно найти многослойность стилей, влияний, воздействий, пластов схоластического познания.

Вообще, употребляя термин «романика», следует отметить, что в современной медиевистике это понятие пересматривается. Искусствоведы все чаще задаются вопросом: а была ли вообще романика как чистый стиль, или же существовали конкретные произведения XIXII веков, которые несли в себе сложные ажурные переплетения традиций и реминисценций? Эта новая точка зрения призывает рассматривать скульптуру не как «произведение романского стиля», а как произведение конкретного времени: десятилетия, половины века, века. Это особенно актуально для произведений «пограничных» эпох, когда не совсем ясно, к какому стилю относится данная скульптура – к романике ли или уже к готике, что особенно важно для произведений рубежа XIIXIII  веков.

В искусствоведческих трудах и ЖЖ все же активно используются термины «романика» и «готика», и за «романику» условно взято искусство с 1000 - 1150 во Франции, 1080 - 1140 в Италии и "строгий стиль" 1080 - 1220 в Германии. Однако, где точно кончается романика и начинается готика – вопрос, который, скорее всего так и останется открытым. Первыми готическими храмами признаны Сен-Дени в Париже и Собор в Шартре. Однако параллельно создавались и "классические" произведения романики.



Искусство признанного пограничного времени - конца XII века, рубежа и начала XIII века – уникальное, не поддающееся удержанию в каких-то терминологических рамках. Искусство этого времени было для средневековья чем-то схожим с маньеризмом конца XVI – начала XVII веков– сложным и загадочным явлением, которое родилось на почве Ренессанса (которое, как и романика – не столько стиль, сколько целая эпоха) и вдохнуло жизнь в новый полнокровный стиль барокко, как и в нашем случае, искусство рубежа XIIXIII веков – в полноценный стиль готики.
Tags: готика, романский стиль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments