Собор в саксонском городе Кенигслуттер.

В центральной апсиде собора помещен рельефный фриз, собранный из фигур животных, людей и фантастических существ. Центральная сцена так называемого «Охотничьего фриза» (около 1150 года) изображает двух зайцев, связывающих охотника. В сочетании заячьих морд и петель некоторые исследователи усматривают скрытое пародийное изображение лица Дьявола.
Заканчивается «Охотничий фриз» изображением охотника, водрузившего на плечи туши убитых зайцев. Этот рельеф с зайцами, связывющими охотника, трактуется как подпись ломбардского скульптора XII века Николо Веронского, так как его имя Nikolaos можно составить из двух греческих слов: nikao (победитель) laos (народ). Добавив букву “g” в слово “laos” получается не «Победитель народа», а «Победитель зайцев» (“lagos”).
В Средние века мастера редко подписывали свои работы, это было не принято, так как произведение не считалось авторским творением конкретного художника, и рукой его управлял сам Господь. Поэтому, чтобы атрибутировать памятники, искусствоведы часто обращаются к клеймам каменщиков. У "Мастеров из Комо" (Magistri Comacini), то есть скульпторов, архитекторов и каменотесов из мест вокруг озера Комо (региона очень богатого камнем высокого качества), среди которых был и Николо, имелись свои клейма, систематизируя которые, исследователи смогли выделить целую группу, которую назвали «школой Комо и Павии». Поэтому скульптура этой школы характеризуется орнаментальными геометрическими переплетениями, которые обогащались фигурами фантастических существ, синтезирующих очень разные и географически разобщенные влияния: варварских лангобардских изделий из металла, оттоновских миниатюр, византийских и исламских орнаментов, коптских рельефов.

В центральной апсиде собора помещен рельефный фриз, собранный из фигур животных, людей и фантастических существ. Центральная сцена так называемого «Охотничьего фриза» (около 1150 года) изображает двух зайцев, связывающих охотника. В сочетании заячьих морд и петель некоторые исследователи усматривают скрытое пародийное изображение лица Дьявола.


Заканчивается «Охотничий фриз» изображением охотника, водрузившего на плечи туши убитых зайцев. Этот рельеф с зайцами, связывющими охотника, трактуется как подпись ломбардского скульптора XII века Николо Веронского, так как его имя Nikolaos можно составить из двух греческих слов: nikao (победитель) laos (народ). Добавив букву “g” в слово “laos” получается не «Победитель народа», а «Победитель зайцев» (“lagos”).
В Средние века мастера редко подписывали свои работы, это было не принято, так как произведение не считалось авторским творением конкретного художника, и рукой его управлял сам Господь. Поэтому, чтобы атрибутировать памятники, искусствоведы часто обращаются к клеймам каменщиков. У "Мастеров из Комо" (Magistri Comacini), то есть скульпторов, архитекторов и каменотесов из мест вокруг озера Комо (региона очень богатого камнем высокого качества), среди которых был и Николо, имелись свои клейма, систематизируя которые, исследователи смогли выделить целую группу, которую назвали «школой Комо и Павии». Поэтому скульптура этой школы характеризуется орнаментальными геометрическими переплетениями, которые обогащались фигурами фантастических существ, синтезирующих очень разные и географически разобщенные влияния: варварских лангобардских изделий из металла, оттоновских миниатюр, византийских и исламских орнаментов, коптских рельефов.