tiny_rat (tiny_rat) wrote in ornament_i_stil,
tiny_rat
tiny_rat
ornament_i_stil

Categories:

Московский изразец.

Московский изразец. Выставка.

Постоянная экспозиция, москвичи, наверное, видели.



В качестве архитектурной керамики, первые терракотовые плитки в Москве появлись в конце XV века.
В начале XVI веке они уже активно использовались для украшения фасадов и печей.
Первые Московские изразцы были "красными", цвета обожженной глины, и рельефными, делались с помощью деревянных форм - формовок. Вскоре их сменили "поливные" изразцы, покрытые глазурью.
В начале XVII века приобрели популярность"муравленные" изразцы, которые покрывались зеленой свинцовой глазурью.
Временем расцвета изразцового искусства считается вторая половина XVII века, когда московские мастера научились производить непрозразные глазури - эмали, позаимствовав технику их изготовления у белорусских мастеров. С появлением цветных эмалей появились расписанные цветные изразцы. Техника рельефа и росписи сочетались.
___________________________________________

XVI - XVII века.

Красный печные изразец, конец XVI - начало XVII.
Photobucket

Изразец муравленный, XVII век.
Photobucket

Изразцы фасадные:
из декора церкви Ермолая на Садовой, 1680-е. Понравились щеки.
Photobucket

из декора колокольни церкви Николая Явленного на Арбате, 1680-е.
Photobucket

из декора колокольни церкви Николая Явленного на Арбате, 1680-е.
Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Изразцы печные, изразцовая печь, 1680-е.
Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

_______________________________________________________________

XVIII в.

Петр I не любил древнерусский изразец и поэтому приказал делать изразцы на манер шведских. Изразцы XVIII века отличаются от ранних "западностью". Главным героем сюжетов стал человек. Кроме того, в XVIII веке почти перестали делать фасадные изразцы, украшая, в основном, только печи. Но печи были главным украшением интерьера, и изразцы, изготавливаемые для печей, обычно включали крупные составные панно.
К концу XVIII века приобрели популярность растительные орнаменты.
В росписи изразов участвовало 2 - 3 человека: один рисовал рамку, другой - основной рисунок, третий делал надпись.

Изразцовое панно "Каин и Авель", кон. XVIII в. Очень живописно: cветящийся топор и ошалелые глаза.
Photobucket

Печные изразцы, сер. XVIII в.



"Ярость свою укрощаю"
Photobucket

"Верная моя со мною всегда"
Photobucket

"Не мог проглотить"
Photobucket

"Головушка заболела"
Photobucket

Photobucket

Нечто странное. Призрак?
Photobucket

Photobucket

"Тем питаюсь"
Photobucket

"Уповая, дондеже жизнь лелею" (пока живу, надеюсь). Странный молодой человек. Почему у него выраженны женские половые признаки?
Photobucket

Photobucket

"Сие наше домашнее"
Photobucket

"Едем в путь" (на европейских парусниках), нач. XVIII в.
Photobucket

Вторая пол. XVIII в.
Photobucket

Photobucket

Photobucket

Китайское влияние.
Photobucket

Photobucket

Photobucket

Святой (?) в римских одеждах гладит волка (?)
Photobucket

Photobucket

Домик китайский, нос - нет.
Photobucket

Photobucket


Photobucket

________________________________




XIX в.

В ХIХ веке широко распространяется фабричное производство изразцов, одним из основных производителей было товарищество М.С. Кузнецова. Также сохраняется индивидуальное производство, например, в  Абрамцевских мастерских создают изразцы по эскизам русских художников, в первую очередь, Михаила Врубеля. Изразцы вновь популярны на фасадах зданий. Появляется мода на изразцы, напоминающие древнерусские.

Изразцовая печь 1850 г. (выполнена по эскизам архитектора Ф. Рихтера для палат Романовых на Варварке).
Photobucket

Изразцы фасадные (завод А.Г. Гусарева).
Photobucket

Photobucket

Панно с птицей, XIX в.?
Photobucket

Photobucket

Панно товарищества М.С. Кузнецова, кон. XIX в.
Photobucket

Печные изразцы товарищества М.С. Кузнецова, кон. XIX в
Photobucket

Photobucket

Photobucket

Печные изразцы Абрамцевской мастерской, кон. XIX в.
Photobucket

Photobucket

Художник М.А. Врубель.
Photobucket

Photobucket

________________________________________

XX век.

XX век изменил жизнь московского изразца в сторону советской символики.

Панно керамическое, 1920-е годы.
Photobucket

Плитки керамические, 1920-е годы. Художник Д. Ципирович.
Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

_______________________________________

2000-е годы.

Удивили современные изразцы по мотивам древнерусских, художников Анны Удальцовой, Евгения Тарабина, Николая Любимова и других. Некоторые выглядят, как древние. Мне очень понравились.

Печные и фасадные изразцы.
Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket


В объяснялках - что запомнила, прощу прощения за возможные неточности.
Адрес: г. Москва. Музей усадьба "Измайлово".

Tags: Москва, изразцы, керамика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments