Валентина (uchitelj) wrote in ornament_i_stil,
Валентина
uchitelj
ornament_i_stil

Categories:

Бесконечность и возрождение.Стиль росписи Saz Yolu.

Оригинал взят у orientceram в Бесконечность и возрождение.Стиль росписи Saz Yolu.

Листья (Yaprak) – пожалуй, наиболее распространенный мотив в росписи турецкой керамики. Свое развитие мотив получил в 16 веке, во время расцвета Османской империи.

Поистине всемирную известность имел так называемый мотив SAZ, возникший впервые  в Персии и обозначавший рисунки, выполняемые чернилами. В Турции Saz Yolu  стал одним из основных и любимых дизайнов росписи. Среди основных мотивов есть длинные и остроконечные большие листья, изобильно декорированные и изогнутые хатайи, птицы с драконами и фантастичными симургами. 



Слово SAZ упоминается в легендах о Коркыте – легендарном тюркском поэте-песеннике и композиторе IX века по отношению к лесу. Османы заимствовали основные характеристики леса и добавили их в декоративный стиль. Лист в форме кинжала с зубчатыми краями, пальметты или лотос. Переплетенные вокруг стебля листья в форме кинжала  создавали эффект движения.

Saz Yolu, как и все мотивы росписи Турции, имеет свою символику. Рисунок олицетворяет непрерывность жизни, постоянство возрождения природы, материальное и духовное обновление и бесконечность.

Наиболее известным мастером этого стиля при дворе султана был «Sah Kulu“  из Багдада, главный дизайнер так называемой группы „Nakkasan“ (группы дизайнеров). Sah Kulu был главным дизайнером двора вплоть до своей смерти в 1556 году. Своим мастерством он придал мотиву элегантность, динамичность и вдохнул новую жизнь. Его работы вдохновили султана Сулеймана Великолепного, который предоставил ему особую мастерскую при дворе. Здесь мастер мог творить, обучать дизайнеров и вести довольно приятную во всех отношениях жизнь. Одним из известных декораторов, следовавших его стилю, был Veli Can. Так же четкое влияние стиля Sah Kulu прослеживается в работах декораторов архитектора Мимара Синана.

Saz Yolu широко использовался в архитектурных орнаментах, книжных иллюстрациях и переплетах, узорах ковров и текстиля. Лучшие экземпляры этого стиля можно видеть на плитке Топкапи дворца, на изделиях из дерева, кожи в различных мечетях Стамбула.

Один турецкий художник выразил свое восхищение экспрессивностью этого мотива в следующих строках:  „Умение создать разные декоративные приемы,  используя по сути один и тот же рисунок -  это поистине мистическое мастерство турецких дизайнеров“.

Дизайн рисунка оставался неизменным до 18 века. Затем попал под влияние Европы, а именно стилей барокко и рококо и постепенно утратил свой национальный колорит.

Лишь в 20 веке началось возрождение прежнего рисунка, возврат к традиционным формам и характеру росписи.

по материалам книги "Motiflar", Изникского фонда (Iznik Foundation)




Tags: Турция, азбука орнамента, керамика, орнамент, перепост, растительный орнамент, цветы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments