Валентина (uchitelj) wrote in ornament_i_stil,
Валентина
uchitelj
ornament_i_stil

Categories:

Славянская каменная плита из Штольпе.

Оригинал взят у nap1000 в Славянская каменная плита из Штольпе.



Некоторое время назад я выкладывал изображение загадочной бронзовой плиты из Прильвитца.


Понятно, что изображение это судя по стилистике не особо древнее, однако признавать её «грубой подделкой» всё же стоит повременить. Совсем недавно наткнулся на информацию, которая подтверждает мою версию, что плита была изготовлена по более древнему прототипу.  В музее города Штральзунд находится каменная плита с сюжетно практически идентичным мотивом. Только в отличие от прильвитцкой плиты, эта – признана подлинной, да и одного взгляда на изображение достаточно, чтобы увидеть прямую аналогию стилизованным изображениям на русской вышивке.



Изображено на ней опять тоже самое: в центре сильно стилизованная под растение фигура человека с поднятыми вверх руками-ростками. Слева опять изображение креста, как бы находящемся на неком пьедестале, так же напоминающем растение. Надо заметить что сам крест совсем не христианский, но общая композиция – крест расположенный на стебле-пьедестале – действительно немного напоминает христианское распятие. Становится понятным происхождение «христианского креста» с прильвитцкой плиты – похоже, тот кто делал копию с древнего камня просто принял непонятное изображение креста на стебле за, очевидно, более знакомое ему христианское распятие. На голове человекоподобной фигуры изображена птица, однако, в этот раз она скорее смахивает на петуха, чем на птицу с прильвитцкой плиты. И здесь, конечно, сразу напрашивается аналогия с…прильвитцкими идолами (ну не хотят они уходить в историю, как подделка и всё тут!) и изображениями в книгах 16 века Радегаста с птицей на голове(причём изображалася так же не то сокол, не то утка )

Схожие сюжеты в русской вышивке, из "язычества древних славян" Рыбакова











Плита датируется второй половиной 12 века и найдёна в парке городка Штолпе на северо-востоке Германии, недалеко от острова Узедом, в землях поморян. Предположительно изначально плита находилась в монастыре города Штольпе. В настоящее время выставлена в музее Штральзунда. Как мне сообщила заведующая славянской экспозицией музея, у неё нет о плите никакой информации, и она сама ей не занималась. Предполагаю, не только она, но и вообще ещё никто. Вторая половина 12 века – время христианизации. Подозреваю, что этот камень мог попасть в монастырь, как и другие священные славянские камни того времени.

Сверху на плите имеется значительное углубление, смысл которого не ясен. Можно предположить алтарь-жертвенник. Насчёт интерпритации у меня первая мысль – недалеко Вольгаст, где описывали культ Яровита. На камне все изображения стилизованы под ростки – символ жизни, весны, яри.  Птицу можно так же связать с возрождающейся природой. Опять же «птичья свадьба» в январе у лужицких сербов.  Крест мог означать солнце, тогда композиция приобретает смысл. В нишу могли ложить подношения – семена, ростки, птичьи яйца. Есть большое искушение поискать и более глубокий космогонический смысл в этом изображении, но пока слишком мало данных.
Существует ещё одно похожее изображение в одной церкви в землях лужицких сербов, однозначно христианское, но вот как оно сделано! Такого Иисуса я ещё нигде не видел!



Опять птица и опять человек с распростёртыми в молитве руками. Так что же, всё ясно, просто христианский средневековый мотив? По-моему, просто священники заказали славянскому мастеру выбить изображение, а он, не особо вникая, изобразил, как умел и представлял себе поклонение Богу. Интересно было бы узнать другие мнения по этому поводу. Ждать пока «учёные» выскажутся в этом случае не стоит – им до плиты по всей видимости никакого дела нет.


Относительно прильвитцкой бронзовой плиты пока рабочая версия: возможно, это не подделка (так как её автор, затратив немалые средства на её изготовление, сам не получил от неё совершенно никакой выгоды, оставшись неизвестным), а копия несохранившейся подлинной славянской плиты. Сделана она могла быть каким-то энтузиастом-любителем славянских древностей на заре возникшего большого интереса к культуре балтийских славян веке в 18-19, это бы объясняло стилистику. Прототипом могла быть необязательно плита из Штольпе, но и какая-то другая, ныне утерянная. Очевидно, что изготовителю не было никакой нужды подделывать плиту, которая уже была признана подлинной и выставлена в музее, с целью как то повлиять на историю. В землю она вполне могла попасть, во время наступления советских войск во время второй мировой, по вполне понятным причинам – такая массивная и дорогая бронзовая плита, без сомнения, была бы отобрана и переплавлена. В этом случае становится понятно и почему тот, кто закопал плиту в землю, не вернулся за ней и почему она была найдена только в 1980 году. Что же до рун на обратной её стороне, то тут не совсем ясно – были ли они срисованы с оригинала или же изготовитель добавил их от себя (почему бы и нет, если плита служила для личного пользования?).



Tags: древнее, перепост, трехчастная композиция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment