Валентина (uchitelj) wrote in ornament_i_stil,
Валентина
uchitelj
ornament_i_stil

Categories:

Pangur ban to Graymalkin

Оригинал взят у quod_sciam в Pangur ban to Graymalkin
Сколько бы золота ни выкладывал дракон Фафнир, сколькими бы сокровищами ни делился, приходит scottishkotДорогой Друг и спрашивает: "А кошек нет?".
Нет, Юра, отвечает Фафнир снова и снова, кошек нет, потому что... а почему, собственно?

Итак, от Пангур Бана до Греймалкин.

Photobucket Photobucket

Россказни о том, что в средние века кошки суть твари богомерзкие и порождения диавольские, — не более, чем один из популярных мифов о мрачном средневековье. Кошек в Европу привезли ещё греки, а римляне расселили их по всей империи, существовала на кельто-германском Западе и дикая популяция кошачьих. Другое дело, что держали кошек в качестве мышеловных зверей разве что в богатых монастырях и религиозных общинах с крепкими традициями, в деревнях с дератизацией прекрасно справлялись ласки и хорьки.
А так кот выступает как персонаж в загадке Альдхельма, в баснях Евгения и Алкуина (где, довольно забавно, подменяет традиционного волка), кот Пангур Бан ловит мышей в келье ирландского монаха, который, глядя на кота, отвлекается от божественного, чтобы на полях пергамента написать, что у них с котом схожие задачи: ловить мышей, ловить слова. Валлийские законы Х века оценивают кошку, которая "видит, слышит, ловит мышей, сохранила все когти и выкармливает котят, не пожирая их", в четыре пенса.

Принято считать, что чёрное время для котов, прежде всего, чёрных, начинается в 1233 году, когда папа Григорий IX издаёт буллу Vox in Rama, направленную против еретиков (булла, впрочем, сомнительна и официальной церковью объявлена фальшивкой). Коты якобы попали под раздачу за то, что именно в образе "чёрного кота размером со среднюю собаку" еретикам якобы являлся дьявол. Являлся он им также в образе крупной жабы, козла и ряда птиц... в общем, обычная пропаганда, стандартный набор ужасов, творимых еретиками, включающий целование зверей в срамные части и свальный грех после трапезы, когда задуют свечи, милый Казобон, я помню, с мёдом и перцем.
Только, простите, какое же это средневековье? Это уже излёт высокой готики, до "Божественной комедии" меньше ста лет остаётся.

Другое дело, и это уже всерьёз, что коты у переписчиков и рисовальщиков средневековья не в традиции, навык передаётся от учителя к ученику, драконы и грифоны несколько более реальны для средневекового сознания, чем коты, рыщущие по амбару в трёх минутах ходьбы от скриптория. Объяснять малочисленность рисованных котов тем, что они связаны с нечистой силой, по меньшей мере странно, учитывая обилие змей, жаб, удодов, козлов и собственно чертей на полях средневековых книг и в украшениях буквиц.
Правда, средневековая наука кота не забывает. У Исидора Севильского в "Этимологиях", это VII век, рассматривается происхождение двух названий животного: musio, потому что ловит мышей, mus, и cattus, от captare, ловить. Безусловный мой любимец Бартоломей Английский в восемнадцатой книге труда "О свойствах вещей" тоже пишет о котах: "...зверь в юности похотливый, быстрый, весёлый и ловкий, резвясь, прыгает на всё, что перед ним, бегает за соломинкой и т.д." — повторяя, к несчастью, печальное заблуждение про безопасность для кошек падений с любой высоты.

Ещё немного, и котик обуется в господские сапожки, ещё самая малость, и языкатый Меркуцио сравнит Тибальта с котом Тибертом из Романа о Лисе, и Дик Уиттингтон тоже будет скоро, только если кто ждал трепетания — его нет, безумительно любить кисанек будет уже совсем другая эпоха, когда к идолопоклонничеству станут относиться менее сурово, но вы просите кошек?.. и их у меня тоже есть, сказал Фафнир.

Не взыщите, не всегда помню, какая откуда, но так ведь не научный текст, так, кошачья выставка.

Бестиарии, любовь моя.

Photobucket
Одно из самых ранних изображений кошки в европейских рукописях, около 1170 года. Английский бестиарий.

Photobucket
Кися из рукописи, включающей "Гербарий" Псевдо-Апуля, De herbis femininis Псевдо-Диоскоридия и De medicina ex animalibus Секста Плацита. Англия или Франция, последняя четверть XII века.

Photobucket
Абердинский бестиарий, по золотому фону и манере рисовать видно сразу. Англия, рубеж XII-XIII веков.

Photobucket
Кися из английского бестиария середины XIII века. Молодец, крысу поймала.

Photobucket
Англия, XIV век.

Photobucket
Опять Англия, XV век.

Photobucket
С мячиком. Франция, середина XV века.

Дальше пошли маргиналии и буквицы.

Photobucket
Этого синенького котика я хулиганским образом протащила в сцену Рождества по просьбе всё того же Юры scottishkotа.

Несколько традиционных английских орнаментальных буквиц с околокошачьими животными
Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Печальное и назидательное, что-то вроде "ловит волк — ловят и волка".
Photobucket

Зарисовки с натуры.
Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket
Псалтырь Латтрелла.

Весёлая компания среди нот.
Photobucket

Монах идёт по своим делам и кошек, как и было сказано, не замечает, но кошки тут как-то даже реальнее него.
Photobucket

А тут, судя по хозяину, животина таки диавольская.
Photobucket

Хотя будь оно так, кто бы её пустил на эту картинку.
Photobucket
Нашли?

Tags: готика, графика, зооморфный орнамент, перепост, средневековье
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments