Сколько бы золота ни выкладывал дракон Фафнир, сколькими бы сокровищами ни делился, приходит
Дорогой Друг и спрашивает: "А кошек нет?".
Нет, Юра, отвечает Фафнир снова и снова, кошек нет, потому что... а почему, собственно?
Итак, от Пангур Бана до Греймалкин.

Россказни о том, что в средние века кошки суть твари богомерзкие и порождения диавольские, — не более, чем один из популярных мифов о мрачном средневековье. Кошек в Европу привезли ещё греки, а римляне расселили их по всей империи, существовала на кельто-германском Западе и дикая популяция кошачьих. Другое дело, что держали кошек в качестве мышеловных зверей разве что в богатых монастырях и религиозных общинах с крепкими традициями, в деревнях с дератизацией прекрасно справлялись ласки и хорьки.
А так кот выступает как персонаж в загадке Альдхельма, в баснях Евгения и Алкуина (где, довольно забавно, подменяет традиционного волка), кот Пангур Бан ловит мышей в келье ирландского монаха, который, глядя на кота, отвлекается от божественного, чтобы на полях пергамента написать, что у них с котом схожие задачи: ловить мышей, ловить слова. Валлийские законы Х века оценивают кошку, которая "видит, слышит, ловит мышей, сохранила все когти и выкармливает котят, не пожирая их", в четыре пенса.
Принято считать, что чёрное время для котов, прежде всего, чёрных, начинается в 1233 году, когда папа Григорий IX издаёт буллу Vox in Rama, направленную против еретиков (булла, впрочем, сомнительна и официальной церковью объявлена фальшивкой). Коты якобы попали под раздачу за то, что именно в образе "чёрного кота размером со среднюю собаку" еретикам якобы являлся дьявол. Являлся он им также в образе крупной жабы, козла и ряда птиц... в общем, обычная пропаганда, стандартный набор ужасов, творимых еретиками, включающий целование зверей в срамные части и свальный грех после трапезы, когда задуют свечи, милый Казобон, я помню, с мёдом и перцем.
Только, простите, какое же это средневековье? Это уже излёт высокой готики, до "Божественной комедии" меньше ста лет остаётся.
Другое дело, и это уже всерьёз, что коты у переписчиков и рисовальщиков средневековья не в традиции, навык передаётся от учителя к ученику, драконы и грифоны несколько более реальны для средневекового сознания, чем коты, рыщущие по амбару в трёх минутах ходьбы от скриптория. Объяснять малочисленность рисованных котов тем, что они связаны с нечистой силой, по меньшей мере странно, учитывая обилие змей, жаб, удодов, козлов и собственно чертей на полях средневековых книг и в украшениях буквиц.
Правда, средневековая наука кота не забывает. У Исидора Севильского в "Этимологиях", это VII век, рассматривается происхождение двух названий животного: musio, потому что ловит мышей, mus, и cattus, от captare, ловить. Безусловный мой любимец Бартоломей Английский в восемнадцатой книге труда "О свойствах вещей" тоже пишет о котах: "...зверь в юности похотливый, быстрый, весёлый и ловкий, резвясь, прыгает на всё, что перед ним, бегает за соломинкой и т.д." — повторяя, к несчастью, печальное заблуждение про безопасность для кошек падений с любой высоты.
Ещё немного, и котик обуется в господские сапожки, ещё самая малость, и языкатый Меркуцио сравнит Тибальта с котом Тибертом из Романа о Лисе, и Дик Уиттингтон тоже будет скоро, только если кто ждал трепетания — его нет, безумительно любить кисанек будет уже совсем другая эпоха, когда к идолопоклонничеству станут относиться менее сурово, но вы просите кошек?.. и их у меня тоже есть, сказал Фафнир.
Не взыщите, не всегда помню, какая откуда, но так ведь не научный текст, так, кошачья выставка.
Бестиарии, любовь моя.

Одно из самых ранних изображений кошки в европейских рукописях, около 1170 года. Английский бестиарий.

Кися из рукописи, включающей "Гербарий" Псевдо-Апуля, De herbis femininis Псевдо-Диоскоридия и De medicina ex animalibus Секста Плацита. Англия или Франция, последняя четверть XII века.

Абердинский бестиарий, по золотому фону и манере рисовать видно сразу. Англия, рубеж XII-XIII веков.

Кися из английского бестиария середины XIII века. Молодец, крысу поймала.

Англия, XIV век.

Опять Англия, XV век.

С мячиком. Франция, середина XV века.
Дальше пошли маргиналии и буквицы.

Этого синенького котика я хулиганским образом протащила в сцену Рождества по просьбе всё того же Юры
scottishkotа.
Несколько традиционных английских орнаментальных буквиц с околокошачьими животными




Печальное и назидательное, что-то вроде "ловит волк — ловят и волка".

Зарисовки с натуры.








Псалтырь Латтрелла.
Весёлая компания среди нот.

Монах идёт по своим делам и кошек, как и было сказано, не замечает, но кошки тут как-то даже реальнее него.

А тут, судя по хозяину, животина таки диавольская.

Хотя будь оно так, кто бы её пустил на эту картинку.

Нашли?

Нет, Юра, отвечает Фафнир снова и снова, кошек нет, потому что... а почему, собственно?
Итак, от Пангур Бана до Греймалкин.


Россказни о том, что в средние века кошки суть твари богомерзкие и порождения диавольские, — не более, чем один из популярных мифов о мрачном средневековье. Кошек в Европу привезли ещё греки, а римляне расселили их по всей империи, существовала на кельто-германском Западе и дикая популяция кошачьих. Другое дело, что держали кошек в качестве мышеловных зверей разве что в богатых монастырях и религиозных общинах с крепкими традициями, в деревнях с дератизацией прекрасно справлялись ласки и хорьки.
А так кот выступает как персонаж в загадке Альдхельма, в баснях Евгения и Алкуина (где, довольно забавно, подменяет традиционного волка), кот Пангур Бан ловит мышей в келье ирландского монаха, который, глядя на кота, отвлекается от божественного, чтобы на полях пергамента написать, что у них с котом схожие задачи: ловить мышей, ловить слова. Валлийские законы Х века оценивают кошку, которая "видит, слышит, ловит мышей, сохранила все когти и выкармливает котят, не пожирая их", в четыре пенса.
Принято считать, что чёрное время для котов, прежде всего, чёрных, начинается в 1233 году, когда папа Григорий IX издаёт буллу Vox in Rama, направленную против еретиков (булла, впрочем, сомнительна и официальной церковью объявлена фальшивкой). Коты якобы попали под раздачу за то, что именно в образе "чёрного кота размером со среднюю собаку" еретикам якобы являлся дьявол. Являлся он им также в образе крупной жабы, козла и ряда птиц... в общем, обычная пропаганда, стандартный набор ужасов, творимых еретиками, включающий целование зверей в срамные части и свальный грех после трапезы, когда задуют свечи, милый Казобон, я помню, с мёдом и перцем.
Только, простите, какое же это средневековье? Это уже излёт высокой готики, до "Божественной комедии" меньше ста лет остаётся.
Другое дело, и это уже всерьёз, что коты у переписчиков и рисовальщиков средневековья не в традиции, навык передаётся от учителя к ученику, драконы и грифоны несколько более реальны для средневекового сознания, чем коты, рыщущие по амбару в трёх минутах ходьбы от скриптория. Объяснять малочисленность рисованных котов тем, что они связаны с нечистой силой, по меньшей мере странно, учитывая обилие змей, жаб, удодов, козлов и собственно чертей на полях средневековых книг и в украшениях буквиц.
Правда, средневековая наука кота не забывает. У Исидора Севильского в "Этимологиях", это VII век, рассматривается происхождение двух названий животного: musio, потому что ловит мышей, mus, и cattus, от captare, ловить. Безусловный мой любимец Бартоломей Английский в восемнадцатой книге труда "О свойствах вещей" тоже пишет о котах: "...зверь в юности похотливый, быстрый, весёлый и ловкий, резвясь, прыгает на всё, что перед ним, бегает за соломинкой и т.д." — повторяя, к несчастью, печальное заблуждение про безопасность для кошек падений с любой высоты.
Ещё немного, и котик обуется в господские сапожки, ещё самая малость, и языкатый Меркуцио сравнит Тибальта с котом Тибертом из Романа о Лисе, и Дик Уиттингтон тоже будет скоро, только если кто ждал трепетания — его нет, безумительно любить кисанек будет уже совсем другая эпоха, когда к идолопоклонничеству станут относиться менее сурово, но вы просите кошек?.. и их у меня тоже есть, сказал Фафнир.
Не взыщите, не всегда помню, какая откуда, но так ведь не научный текст, так, кошачья выставка.
Бестиарии, любовь моя.

Одно из самых ранних изображений кошки в европейских рукописях, около 1170 года. Английский бестиарий.

Кися из рукописи, включающей "Гербарий" Псевдо-Апуля, De herbis femininis Псевдо-Диоскоридия и De medicina ex animalibus Секста Плацита. Англия или Франция, последняя четверть XII века.

Абердинский бестиарий, по золотому фону и манере рисовать видно сразу. Англия, рубеж XII-XIII веков.

Кися из английского бестиария середины XIII века. Молодец, крысу поймала.

Англия, XIV век.

Опять Англия, XV век.

С мячиком. Франция, середина XV века.
Дальше пошли маргиналии и буквицы.

Этого синенького котика я хулиганским образом протащила в сцену Рождества по просьбе всё того же Юры
Несколько традиционных английских орнаментальных буквиц с околокошачьими животными




Печальное и назидательное, что-то вроде "ловит волк — ловят и волка".

Зарисовки с натуры.








Псалтырь Латтрелла.
Весёлая компания среди нот.

Монах идёт по своим делам и кошек, как и было сказано, не замечает, но кошки тут как-то даже реальнее него.

А тут, судя по хозяину, животина таки диавольская.

Хотя будь оно так, кто бы её пустил на эту картинку.

Нашли?