Валентина (uchitelj) wrote in ornament_i_stil,
Валентина
uchitelj
ornament_i_stil

Category:

Шпалеры в два ряда

Оригинал взят у mmekourdukova в Шпалеры в два ряда

По дороге в Бозе мы ещё в Боне были, вот где знаменитый Отель-Дьё с поливной черепицей на крышах, похожей на украинские вышиванки.
Но вышиванки подождут, а я покажу шпалерок несколько из тамошней экспозиции. Они висят все в одном зале, по одной стеночке история блудного сына, а по другой – история Исаака и Иакова. И вот, мечась между двумя текстильными рядами, просто нельзя не прийти к мыслям, к которым я, собственно, пришла уже давно. Вот я их и проиллюстрирую кусками шпалер.

 

Это XV в., весь этот праздник о блудном сыне. 






Собственно, блудный сын только повод, спектакль заключается в демонстрации потрясающих фокусов. Вот эти довольно толстые ниточки утка и основы, окрашенные в некое ограниченное число колеров, на моих глазах складываются в юбки и плащи, людей и лошадок, деревья и землю и небо, и спущенный чулок, и пёстрый посох, и нетленные наивные маргаритки.




















И всё оно такое умытое, крепкое, полное трезвой и благой мысли, спокойное такое, основательное, уверенное. Вот тётка позирует с ледорубом перед закалаемым тельцем тельцом упитанным, или этот невозможный красный гульфик, или греческие пальметты травки на холмиках, или выражения лиц – всё блаженно-глупое и райски-прекрасное, и у меня от этого рот до ушей и большое доверие к жизни. Всё на свете изобразимо, достойно познания и любви, каждая ниточка в этом мире находится на своём месте.


А теперь гуляем вдоль противоположной стены того же зала. Это лет этак на сто с хвостиком позже. И техника ткачества малость отпрогрессировала (в частности, модуль стал мельче), и Средневековье кончилось, наступил академизм.





И такая наступает здесь мучительная борьба с материалом, особенно там, где дело доходит до человеческих лиц.
















Мало того, что академический рисунок сам по себе не блестящий, так ещё и с перетолкованием его на язык скрещивающихся цветных ниточек проблемы. Ниточки, модуль ткачества – это вам не кистью махнуть, а не получилось – перемахнуть, а совсем запорол – соскоблил и перекрасил, всего делов-то. Ниточки обязывают переживать, обдумывать и наполнять содержанием каждый пиксель. И вот нам результат столкновения двух систем мышления, когда автор уже душою весь в Новом времени, страстно хочет рисовать «похоже», а техника, с её кропотливой подгонкой ниточки к ниточке, удерживает его в Средневековье.

Потом, конечно, научатся, устаканится это всё. Но переход наблюдать поучительно.


Tags: XV в., XVI в., Франция, ковры, ренессанс, текстиль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments